Классификация наркотиков. Их воздействие на организм и сознание человека
Страница 5

Статьи по психологии » Наркомания как форма зависимого поведения » Классификация наркотиков. Их воздействие на организм и сознание человека

Человек, «регулярно употребляющий наркотики, со временем утрачивает фундаментальные качества суверенной личности, и страсть к наркотикам ведет его по жизни, определяет его поступки, поведение, настроение, помыслы, можно сказать, управляет человеком и часто во многом решает его судьбу» [18, с.33]. Иначе говоря, человек попадает в зависимость, перестает быть способным контролировать свое поведение, у него изменяются вся система потребностей, круг интересов.

Как формируется наркотическая зависимость? Специалисты разъясняют:

1. Существует определенный биологический механизм формирования этой зависимости, который действует через естественные процессы, протекающие в организме, — биохимические, биоэлектрические, клеточные, тканевые и т. д. В результате употребления наркотиков организм как бы настраивается на их прием и включает их в свои биохимические процессы. И постепенно выполнение тех функций, которые раньше обеспечивались веществами, вырабатываемыми самим организмом (еще из школьной биологии известны гормоны: адреналин, норадреналин и другие), «перехватывают» наркотики и — каждый препарат по-своему — начинают выполнять их. Тело больного, чтобы сэкономить внутренние ресурсы, прекращает или сокращает синтез этих веществ. При введении наркотиков нарушаются и другие процессы.

Еще одна особенность: сами наркотики постоянно разрушаются ферментными системами и выводятся через почки, кишечник и легкие. Поэтому запас наркотиков необходимо регулярно пополнять. В результате формируется физическая зависимость: состояние организма впредь будет зависеть от поступления наркотиков. В результате физическая зависимость принуждает употреблять наркотики регулярно, не давая никакой передышки [4, с.14-15]. И если процесс перестройки организма под наркотики зашел достаточно далеко, то при пропуске приема очередной дозы наступает абстиненция, или ломка — «отходняк», как называют это состояние наркоманы.

2. Кроме физической есть еще психологическая (психическая) зависимость. Это эмоциональное состояние, для которого характерны тяга, сильное желание принимать наркотики либо для получения связанных с ними ощущений удовольствия, либо для расслабления, отключения от жестких реалий повседневной жизни, либо для снятия негативных ощущений, вызванных злоупотреблением наркотиками [27, с.37].

По поводу механизма формирования психологической зависимости ученые спорят до сих пор. И все-таки, видимо, в основе этого механизма лежит именно нежелание сталкиваться с проблемами, которые подстерегают человека в нашей жизни со всех сторон.

Практика показывает, что физическую зависимость удается снимать довольно успешно, а вот преодолеть психологическую зависимость, тягу к наркотикам необычайно сложно.

Как только организм перестает ощущать «живительное» действие наркотиков, наступает тот самый момент, из-за которого многие наркоманы, решившие порвать с наркотиками, не выдерживают и начинают принимать их вновь — наступает уже упомянутая абстиненция.

Общий характер абстиненции зависит от природы наркотического вещества, принимаемых доз и продолжительности употребления наркотика. Начинается все вроде бы с небольшого недомогания, озноба, вялости, потливости и сниженного настроения. Наркоманы кутаются в теплые вещи, включают обогреватели, даже если в доме не холодно. Всех мучает насморк, а некоторые постоянно чихают. Их тошнит, а потом может начаться и рвота. Болит живот, появляется частый жидкий стул. В это время наркоманы почти не спят по ночам. Лежать неподвижно не могут, хотя и стараются [27, с.37].

Физические и душевные муки, которые испытывают наркоманы во время абстиненции, ни с чем не сравнимы. Наиболее тяжкие формы абстиненции наблюдаются чаще всего в клинических условиях, когда у наркоманов со стажем действие наркотических веществ блокируется фармакологическими методами. В это время наркоман находится в постоянном движении, кричит, стонет, ворочается в постели, бегает по палате, упрашивает персонал дать наркотик. Он унижается, готов встать на колени, потом переходит к угрозам, снова упрашивает.

Аппетита нет, тошнота, рвота, расстройство вкусовых, обонятельных ощущений, ослабление зрения. Походка становится неуверенной, руки дрожат. Вес наркомана падает. Он бледнеет, часто впадает в бессознательное состояние. Такие больные постоянно требуют выписать их из больницы, а в случае отказа объявляют голодовку, нарушают режим, нападают на персонал, бьют посуду, становятся крайне агрессивными. «Дозу! Или сдохнуть побыстрее» — вот мироощущение наркомана в это время [27, с.38].

Все эти проявления нарастают, возникают учащенное сердцебиение и общее ощущение, что все болит. Появляются угнетенность, апатия, тоска, замкнутость, страх, нередко сопровождающийся суицидными тенденциями. Такое тяжелое состояние временно проходит при приеме очередной дозы наркотиков, и наступает псевдоблаженное состояние эйфории, которое вновь сменяется абстиненцией. Образуется порочный круг. По мере привыкания наркотики становятся необходимыми уже не для получения удовольствия, а для борьбы с мучительными симптомами абстиненции. В таком состоянии наркоманы представляют большую опасность, так как потребность организма в наркотиках настолько сильна, что они могут совершить любой поступок, в том числе и тяжкое преступление, только для того, чтобы добыть необходимые средства для приобретения наркотика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Законы Йеркса – Додсона
Законы Йеркса и Додсона – эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. В первом законе определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, пос ...

Выводы
1. Профессиональное самоопределение является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов и имеющим разветвленную структуру. В процессе профессиональной переориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует их в совместной деятельности путем усвоения специ ...

Полученные результаты, их анализ
Результат первой методики . Посмотрим на высший показатель - 4 учащихся, которые имеют более 850 обозначенных символов, это говорит о том, что объем внимания очень силен. Значит, эти учащиеся менее концентрировались на одной или двух букв одновременно, что дало им больше увидеть одинаковых букв в последующих строфах. Комбинаци ...