Профессионально-этические нормы в психодиагностике
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Профессионально-этические нормы в психодиагностике

Любое ПД-кое обследование может существенно повлиять на судьбу чела. Поэтому ПД регламентируется как общим проф-но-этическим кодексом, так и спец. разработанными проф-но-этическими стандартами в области тестирования и ПД. Любой член у-кого об-ва должен строго соблюдать кодекс и стандарты. Или же он м. б. исключен из у-кого об-ва и лишен права (лицензии) на у-кую практику. Психолог несет ответственность за возможный моральный и косвенный материальный ущерб, в том числе ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, а-ый м. б. причинен испыт-му при неправильном проведении обслед-ния. Основные профессионально-этические принципы:

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики Диагностические методики должны использоваться только квалифицированными пользователями. Необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и особенно проективных техник требуется длинный период интенсивного обучения, а для тестирования достижений в учебной и проф. Д-ти нужна min спец. подготовка. Психолог должен выбирать методики, а-е подходят как для конкретной цели, с а-ой он проводит обслед-ие, так и для конкрет. чела, (х-го он обследует. Психолог должен знать соответствующую науч. лит-ру, касающуюся выбранной методики. Психолог должен знать границы своей компетентности и ограниченность используемых методов, не использовать методики, а-ые не удовлетвор. проф-ным стандартам. В большинстве стран получения диплома о высшем у-ком образовании еще недостаточно для получения права на у-кую практику. Для получения соответствующей лицензии кандидат проходит процедуру аттестации, включающую спец. экзамены и анализ опыта работы по использованию ПД-ких методик.

1а. Принцип личной ответственности. Если психолог привлекает к выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттесто­ванными специалистами в области психодиагностики, то вся ответственность за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее рез-ов целиком лежит на психологе. Психолог должен лично завизировать разработанную им программу обследования и лично подписать отчет, содержащий проинтерпретированные им рез-ты обследования.

2. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип «профессиональной тайны») Сертифицированные у-ким обществом проф.-ные ПД-кие методики могут распространяться только среди аттестованных спец-тов. Цель:

неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Они д. б. доступны только тем спец-там, а-е будут проводить ПД и отвечать за достоверность ее рез-ов. Сохранение проф. тайны имеет значение для обеспечения корректной и точной ПД. Проф. ПД методики не должны поступать в открытую продажу. Исключения: устаревшие тесты достижений: сертифицированные тесты достижений могут использоваться как для оперативного, так и для аттестационного контроля ур-ня знаний.

3. Принцип обеспечения суверенных прав личности В Л-ных тестах раскрыва­ются эмоц-ные и мотивац-ные особ-ти, а также установки Л., чел. может проявить в ходе тестир-ния такие черты, а-ые для него самого нежелательны, не осознавая,-что он это делает. Осн. пр-п: чел. не должен подвергаться к-либо обслед-ию обманным путем, человек перед обслед-ем д. б. предупрежден, кто будет иметь доступ к рез-там обследования и какие решения м. б. приняты. Проинформир-ный о целях и общем смысле обследования исп-мый получает след. возможности: а) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения, б) отказаться от обслед-ния, в) не формулировать отказа в явной форме, но применить собст. тактику выполнен, методики, а, позвол. ему скрыть истинную инф-цию о себе. Данный принцип охраняет право индивида отказываться от участия в обследовании, защищает тайну его Л-ти, осложняет работу психолога и повышает требования к его квалификации. При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия может быть сведено к min.

Страницы: 1 2


Педагогические рекомендации
1. Чтобы повысить уровень развития рефлексии у подростков, необходимо педагогу-психологу создать обстановку в которой подростки могли бы подготовить тело и психику к деятельности, сосредоточиться на своем внутреннем мире. 2. Необходимо помочь подростку освободиться от излишнего физического и нервного напряжения, снять эмоциональную и п ...

Роль художественного творчества и воображения
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Спе ...

Литературный обзор проблемы современных исследований ФС
В нашей работе мы ознакомились с некоторыми современными работами посвящёнными изучению функциональных состояний специалистов разных областей деятельности, а именно: 1. Рассмотрели особенности психологического состояния профессионалов при использовании компьютерных средств труда (2004 – 2005_mailto: mosmeddinic.ru) 2. Изучили особенно ...