Профессионально-этические нормы в психодиагностикеСтраница 1
Любое ПД-кое обследование может существенно повлиять на судьбу чела. Поэтому ПД регламентируется как общим проф-но-этическим кодексом, так и спец. разработанными проф-но-этическими стандартами в области тестирования и ПД. Любой член у-кого об-ва должен строго соблюдать кодекс и стандарты. Или же он м. б. исключен из у-кого об-ва и лишен права (лицензии) на у-кую практику. Психолог несет ответственность за возможный моральный и косвенный материальный ущерб, в том числе ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, а-ый м. б. причинен испыт-му при неправильном проведении обслед-ния. Основные профессионально-этические принципы:
1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики Диагностические методики должны использоваться только квалифицированными пользователями. Необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и особенно проективных техник требуется длинный период интенсивного обучения, а для тестирования достижений в учебной и проф. Д-ти нужна min спец. подготовка. Психолог должен выбирать методики, а-е подходят как для конкретной цели, с а-ой он проводит обслед-ие, так и для конкрет. чела, (х-го он обследует. Психолог должен знать соответствующую науч. лит-ру, касающуюся выбранной методики. Психолог должен знать границы своей компетентности и ограниченность используемых методов, не использовать методики, а-ые не удовлетвор. проф-ным стандартам. В большинстве стран получения диплома о высшем у-ком образовании еще недостаточно для получения права на у-кую практику. Для получения соответствующей лицензии кандидат проходит процедуру аттестации, включающую спец. экзамены и анализ опыта работы по использованию ПД-ких методик.
1а. Принцип личной ответственности. Если психолог привлекает к выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики, то вся ответственность за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее рез-ов целиком лежит на психологе. Психолог должен лично завизировать разработанную им программу обследования и лично подписать отчет, содержащий проинтерпретированные им рез-ты обследования.
2. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип «профессиональной тайны») Сертифицированные у-ким обществом проф.-ные ПД-кие методики могут распространяться только среди аттестованных спец-тов. Цель:
неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Они д. б. доступны только тем спец-там, а-е будут проводить ПД и отвечать за достоверность ее рез-ов. Сохранение проф. тайны имеет значение для обеспечения корректной и точной ПД. Проф. ПД методики не должны поступать в открытую продажу. Исключения: устаревшие тесты достижений: сертифицированные тесты достижений могут использоваться как для оперативного, так и для аттестационного контроля ур-ня знаний.
3. Принцип обеспечения суверенных прав личности В Л-ных тестах раскрываются эмоц-ные и мотивац-ные особ-ти, а также установки Л., чел. может проявить в ходе тестир-ния такие черты, а-ые для него самого нежелательны, не осознавая,-что он это делает. Осн. пр-п: чел. не должен подвергаться к-либо обслед-ию обманным путем, человек перед обслед-ем д. б. предупрежден, кто будет иметь доступ к рез-там обследования и какие решения м. б. приняты. Проинформир-ный о целях и общем смысле обследования исп-мый получает след. возможности: а) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения, б) отказаться от обслед-ния, в) не формулировать отказа в явной форме, но применить собст. тактику выполнен, методики, а, позвол. ему скрыть истинную инф-цию о себе. Данный принцип охраняет право индивида отказываться от участия в обследовании, защищает тайну его Л-ти, осложняет работу психолога и повышает требования к его квалификации. При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия может быть сведено к min.
Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии
3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа.
Восприятие яркости и цвета. Зрительная система человека чувствительна к электромагнитным коле ...
Анализ литературы по проблеме исследования
Анализ психологической литературы, посвященной изучению психологических особенностей в спортивной деятельности спортсменов позволяет выделить два направления исследований.
Первое направление составляет диагностирование психофизиологического уровня индивидуальных качеств и установление их на успех в спорте. Авторы этих работ основываютс ...
Умение общаться с самим собой. «Обработка» самого себя – психологическая особенность
человека
Человек такое создание, которое в отсутствии общения с другими людьми, либо когда не хочется с кем бы то ни было обсуждать, так сказать, наболевший вопрос, может общаться со своим внутренним Я. И такое свойственно только такому существу, как человек. В общении как способе межличностных отношений К. Маркс и Ф. Энгельс усматривали «обрабо ...