Науч. сис-ма методов и приемов постановки психол. Диагноза
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Науч. сис-ма методов и приемов постановки психол. Диагноза

Психологический диагноз - основная цель псих. диагност.; конечный рез-т Д-ти психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-у-ких особ-тей Л-ти с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего 1-я и разработки рекомендаций. Предмет псих. диагн.- установление индивид.-у-ких различий как в норме, так и в патологии. Задача пс. диаг.- выяснить почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия. Пс. диагн. м.б. поставлен любому здоровому ч-ку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории or типу Л-ти, а структурир-ое описание комплекса взаимосвязанных психич. св-в- спос-тей, стилевых черт и мотивов Л-ти. Пс.диагн. сост. не из одного слова- названия типа Л-ти or болезни, а имеет развернутый и комплексный хар-р. Структурированность пс.диагн,- это приведение dif. параметров пс. сост-я чела в определен, сис-му: они группируются по ур-ню значимости/ по родственности происхождения, по возможным линиям взаимовлияния. Ур-ни постановки диагноза: 1) симптоматический (эмпирический)" только констатация особ-тей или симптомов (признаков), индивид.-у-ких особ-тей, на основании а-ых строятся практические выводы. Нет возможности указать на их причины и место в стр-ре Л-ти. Такой диагн. не явл. научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. 2) этиологический- учет наличия определенных хар-тик и особ-тей (симптомов) Л-ти + учет причин их возникновения. 3) типологический (высший)- определен, места и значен. выявленных хар-тик в целостной, динамич. картине Л-ти, в общей картине психич. жизни клиента. Пока часто огранич. 1-вым ур-нем. Поставленный диагноз м.б. передан др. спец-ту (врачу, учителю), самим обследуемым и их родителям и содержать рекомендации по Т-ю или коррекции изуч-ых кач-в или же на основе проведен, обслед. Сам психодиагност мож. строить коррекц.-1-щую, консультационную or психотерапевтич/ работу с испыт. Е.М.Борисова вы- 2 типа диагноза: 1)на основе констатации наличия or отсутствия к-л признака и получаемые данные об индив. особ-тях психики испыт. соотнес, с нормой или каким-то критерием. 2)позволяет находить место испыт-го на «оси континуума» по выраженности тех or иных кач-в. Треб-ся проведен, сравнений получаемых данных внутри обслед-ой выборки, ранжирование испы-ых по степени п ред ста вленн ости показателей, введен, показателя высок., сред. и низк. ур-ней 1-я изуч-ых особ-тей ч/з соотношен. с критерием.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Выгот.: содержание диагноза и прогноза совпадает, но прогноз строится на умении понять внутр. логику процесса 1-я, что на основе прошлого и настоящего намечает путь дальнейшего 1-я. Прогноз след. разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. ПД-ие методы - для быстрого и надежного сбора данных об испыт-м для формулир-ия психо. диагноза. В «Психологич. диагностике» под ред. Константина Марковича Гуревича представлена след. классификац. методов: 2 группы: методы высок, ур-ня формализации и методы малоформализованные. К Формализ-ным методикам относятся 1) тесты, 2) опросники, 3)методики проективной техники и 4) психофизиологические методики. Для них хар-на опред. регламентация, Q-зация процедуры испытания (точное соблюден, инструкций, строго определен, способы предъявлен, стимул, материала, невмешательство исслед-ля в Д-ть испыт.), стандартизация (установлен, единообразия проведен, обработки и представлен, рез-ов экс-та), надежность и валидность. Эти методы позвол. в коротк. t собрать диагностич. инф. и количественно и качественно сравнить индивидов м/у собой. К малоформализ-ым методам относ. 1) наблюдение, 2) беседу, 3) анализ продуктов Д-ти. Они дают сведения об испыт, когда предмет узучен.- пс. пр-сы и явлен., а-е мало поддаются 0-зации (S-ные переживания/ Л-ные смыслы), or явл. too изменчивыми по содержанию (динамика целей, настроений). Малоформализов. методы очень трудоемки (наблюден, м.б. неск. лет) и основаны на проф. опыте и подготовленности психолога. Малоформал-ые и формализ-ные методы взаимно дополняют друг друга. Методики высокого ур-ня формализации: 1)Тесты- стандартизированные, краткие, ограниченные во t-и испытания для установления колич. и качеств, индив.-психол. различий м/у людьми. Испыт. долж. дать правильный ответ на задание (в опросниках, проект, методиках и психофизиологич. методах правильных ответов не существует). Тесты разл-ся: По форме: а) индивидуальн. и групповые. Индив.: в/д экс-ра и испыт. один на один. «+»: можно наблюд. за испыт., его мимикой, высказываниями, отношен, к обслед., фиксир. его функционал, сост-я, можно заменить один тест другим. Треб. много t на проведен, исслед. Групп-е - треб. меньше t., м.б. опрошена big группа людей. Инструкции и процедура проведения детально разработаны и экс-тор неукоснительно их выполняет; строго соблюдается единообразие условий проведения экс-та. Обработка рез-ов объективизирована и не треб. высокой квалификации. Рез-ты м.б. обработаны на ЭВМ. «-»: труднее установить взаимопонимание с испыт-ым, пробудить интерес, призвать к сотрудничеству. Трудно выявить болезнь, беспокойство, утомление, тревожность. М.б. > низкие рез-ты, чем индив. тестир-е. Б) устные (индив., могут формулироваться испыт. самост-но (открытые ответы) or из неск. Надо выбрать то, котор. счит. правильным (закрытые ответы)) и письменные тесты (групповые, могут носить открытый или закрытый характер, даются на спец. бланке ответов). Различ. по форме ответа, в) бланковые (брошюра, в которой инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. При индив. и груп. тестир.), предметные (материал- в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрич. фигур: кубики Косса, сложение фигур из Векслера. Провод-ся индив-но.), аппаратурные (use спец. тех. средств or спец. оборудования: приборы для исслед. t реакции, изучен, воспр., мышл., пам. Индивидуально), компьютерные тесты (автоматизированный вид тестирования, задания- на дисплее, ответ- ч/з клавиатуру, протокол- на магнит, носителе. Сразу м.б. мат статистика, графики, таблицы, диаграммы). Различаются по материалу, к-ый use при тестировании. Г) вербальные (операции с понятиями, мыслит, действия, осущ. в словесно-логич. форме. Аппелируют к пам., мышл., вообр. в их языковой форме. Чувствительны к различиям в языковой культуре, ур-ню образования. Use в тестах интеллекта, достижений, спец. спос-тей; и невербальные (материал представлен в наглядной форме (картинки, чертежи, рисунки). Выполнение задания опирается на перцептивные и моторные функции: матрица Равена. Уменьшают влияние языковых различий на рез-т. Use при оценке пространственного и комбинаторного мышл. В кач-ве субтестов включены во многие тесты интеллекта, спец. спо-тей, достижений) тесты. По содержанию: 1) тесты интеллекта- на познават. пр-сы.: мышл., пам., вниман., воспр. М.б. груп. и индив., уст., письм., бланк., предм., комп. У кажд. задания есть прав. решение и об успешности выполнения судят по числу правил, и неправил, ответов. 2) тесты способностей- для оценки возм-тей чела в овладении ЗУН в dif. областях. Выделяют общие и спец. спос-ти. Общ. обеспеч. овладение dif видами занятий и умений, котор. чел реализует во многоих видах Д-ти. Часто называются общими интеллектуальными (умствен.) спос-ми. Спец. спос-ти- применительно к отдельным, спец. областям Д-ти. М.б. груп. и индив., уст., письм., бланк., предм. Ответы: правильно-неправильно. 3) тесты Л-ти- оценка эмоц.-волевых компонентов психич. Д-ти- мотивации, интересов, эмоц., межЛ-ых отношений. Диагностика неинтеллек. проявлений испыт. 4) тесты достижений- тесты 0-ного контроля успешности (учебн., проф., спорт.). Оценка степени продвинутости ЗУН после обучения и проф. подготовки. Измеряют влияние стандартного набора воздействий (шк. программа). Сущ. прав. ответ. М.б. груп. и индив., уст., письм., бланк., предм., комп. 2)0просники- задания представлены в виде вопросов и утверждений, для получен, данных со слов обследуемого. Не м.б. прав. и неправ, ответов, они отражают отношен, чела к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия. Делятся на Л-ые опросники и опросники-анкеты. Л-ные: стандартизированные самоотчеты. М.б. груп. и индив, письм., бланк., комп. По хар-ру ответов: с предписанными ответами (закрытые опросники - заранее предусмотрены варианты ответов, несколько вариантов: да, нет, затрудняюсь. «+»: простота регистрации и обработки данных) и со свободными ответами (открытые опросники- свободные ответы без ограничений. Стандартизация обработки- путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. «+»:

Страницы: 1 2


Г. М. Андреева. Атрибутивные процессы
(Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. - С. 64-88.) В социальной психологии возникает особое направление исследований, посвященных анализу того, каким образом люди интерпретируют причины поведения другого человека в условиях недостаточности информации об этих причинах. При наличии достаточной информац ...

Расчет уровней значимости коэффициентов корреляции
Все коэффициенты корреляции, которые будут рассмотрены ниже, не имеют стандартных таблиц для нахождения критических значений. В этих случаях поиск критических значений осуществляется с помощью t-критерия Стьюдента по формуле: ((формула 5) где rэмп — коэффициент корреляции, n— число коррелируемых признаков, а величина Тф проверяется ...

Задание №6
По данным таблицы проведите анализ дискриминативности отдельных пунктов некоторого личностного опросчика (т.е. вычислите корреляцию между типичным ответом на отдельный пункт (утверждение-отрицание)) с общим результатом по тесту. № испыту-емого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ...