Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров в организации
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров в организации

Профотбор- осн. сост-щая часть профориентации. Он возник в связи с тем, что не все люди одинаково успешно справляются с одними и теми же видами труда, не все люди успевают научиться профессии за срок, отведенный для обучения. Профотбор- специально организованный исследовательский пр-с (Назимов). Марищук В.А.- Профотбор- научно обоснованный допуск к к-л определенному виду профобучения или Д-ти.

Психологии, основы профотбора: 1) инф-ия в СМИ; 2)оценка потребности в персонале; 3)оценка кандидатов при приеме на работу. Цель профотб.- подъискание кандидатов на вполне определенную спец-ть, выявление и определение с помощью научно-обоснованных методов (Q-ых тестов) степени и возможностей формирования профпри годности. Профпригодность: мед-ая (показатели физ. подготовлнности, антропометрич. показатели), психофизиологич-ая, соц-но-психологич-ая. Определяется соответствие ур-ня развития психофизиологических и психологич-их хар-к Л-ти требованиям профессии. В кач-ве критериев профпригодности служит ур-нь Т-ия данных хар-к у высококвалифицированных работников (показатели IQ). Для решения задач, связ-ых с профотб., необходимы данные о рынке возможного труда и соответствие этих данных возможностям Л-ти.

Противопоказания в отношении: психического здоровья, состояние НС, анализаторных сис-м (зрение, слух, т.д), состояния сердеч.-сосудистой и дыхат-ой сис-м, состоян. опорно-двигат-го аппарата (ловкость/ координация), речевая ф-ция. 2 вида профотб.: а) экспресс-отбор- кратковременный, с использованием психодиагностики, экзамен; б) пролангированный (протяженный)- испыт. срок/ отбор в пр-се обучения.

Q-ты профотб.- претенденты на обучен, сложным ответст-ым проф-ям or на занятие соответ-щих вакансий.

Критерии отбора: а)отбираются кандидаты, имеющие высокий, отвечающий определенным статистически установленным нормативам ур-нь проф. важных св-в и кач-в. Это м.б. индив-но-типологические св-ва: темпер., спос-ти, св-ва НС; б) отбираются индивиды, к-ые имеют благоприятные перспективы развития этих кач-в. Итоги профотб.- индивид с соответствующими параметрами могут рассматриваться как потенциально более полезные работники по отношению к конкретному виду труда.

2 стадии профотбора: 1) первоначальное освидетельствование S-та с целью определен, его возможности к овладению к-л профессии. Диагностируются спос-ти, необход, для успешного обучения Д-ти и прогнозируются те св-ва Л-ти, котор. треб-ся для успешного овладения Д-тью (вербал. интеллект с помощью метод. Векслера);

2) освидетельствование S-ов с целью оптимальн. их расстановки по конкретным должностям. Оценке подвергаются уже приобретенные ЗУН. Этапы профотбора: 1) Y-кое изучение проф-ии с целью выявления требования к челу (профессиография). Д.б. раскрыта внутр. структура Д-ти, дана целостная картина в/связи и воплощения в профД-ти психических и психомоторных пр-сов, находящ-ся под big нагрузкой. Изучение завершается подробной хар-кой проф-ии; 2) выбор психодиагност-их методов исслед-я, котор. больше всего характеризуют психич. пр-сы, проф. действия. С их помощью оценивается Профпригодность; 3) проведение психодиагностики, обслед-ние претендентов: их общего 1-ия, направленности на овладение данной проф-ии, степени развитости у них кач-в, наиб. важных для успешного овладей, проф-ей и оценка спос-тей выполнен, элементов Д-ти в dif условиях; 4)У-кий прогноз: успешности обучения и успешности последующей Д-ти. Основание такого прогноза- сопоставление сведений о требованиях профессии к челу и полученных психодиагностич. данных. Методы профотбора: 1)сёлёкцйонные интервью, беседа; 2)Л-ные тесты;

3)школьные или академические успехи (оценки); 4)рекомендации при поступлении;

5)образцы труда и работы; б)биографические опросники; 7)оценочные центры; 8)t-мя стажировки; 9)тесты когнитивных спос-тей. Способы конкурсного отбора: 1) традиционный; 2)комиссии; 3)собеседование;

4)тщательное изучен, индив. особ-тей и прогнозирование его проф. Д-ти. Кадровый менеджмент - это профотбор, расстановка и аттестация кадров. В шир. смысле слова кадровая политика - правила и нормы, приводящие человеч. ресурсы в соответствие со стратегией фирмы. В узком смысле- набор конкретных правил и ограничений во взаимоотношениях людей и организаций. Адаптация кадров: 1)оценка ур-ня подготовленности новичка; 2)практическое знакомство с правами и обязанностями; 3)освоение статуса; 4)постепенное преодоление производственных и межЛ-ых проблем и переход к стабильной работе. Аттестация кадров: главн. назначение аттестации- контроль исполнения и выявление резервов, повышение ур-ня отдачи работников. Перв. этап- подготовка;

Страницы: 1 2


Приложения
Приложение 1 Тест-опросник Айзенка 1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение? 2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить? 3. Вы человек беспечный? 4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать "нет"? 5. ...

Практическое исследование об особенностях развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста. Организация исследования
В теоретической части данной курсовой работы мы рассматривали особенности развития в дошкольном возрасте таких психических процессов, как восприятие, внимание и память. Исходя из этого, выделяем следующую цель исследования: исследование о существовании связи между восприятием, вниманием, памятью дошкольника. Объектом исследования явля ...

Мотивация (характеристики). Классификация мотивов
Мотивы бывают осознанными и неосознанными. Работа по осознаванию мотивов требует опыта и Интел напр.Мотивы- цели – характерны для зрелых личностей. Если у че-ка есть мотивы, ему легче выполнять деятельность. Личностный смысл – (ввел Леонтьев) форма проявления мотива в сознании. Переживание, повышенная субъективная значимость предмета, о ...