Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих
Страница 1

Статьи по психологии » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих

Психические состояния воина в бою - это временные целостные состояния его психики в боевой обстановке, определяющие уровень влияния боевых стресс-факторов на его поведение, протекание психических процессов и на саму боевую деятельность.

К психическим состояниям относятся: подъем, боевой порыв, воодушевление, бодрость, уверенность, готовность, решительность, неуверенность, страх, ужас, утомленность, тоска, печаль и другие. Они характеризуются силой, продолжительностью и динамичностью.

По доминирующему влиянию на боевую деятельность психические состояния воинов можно разбить на две группы.

Положительные: уверенность, бодрость, подъем, приподнятость, боевой порыв, готовность к активным действиям и т.д.

Отрицательные: неуверенность, страх, ужас, утомленность, подавленность, сомнение, боязнь, отчаяние, безразличие, напряженность, усталость и т.д.

Психические состояния, как положительные, так и отрицательные, влияют на ход и достижение результатов боевой деятельности, использование знаний, навыков, умений, процесс адаптации к стресс-факторам боя.

Визуально психическое состояние бойца проявляется в позе, психомоторике, выражении лица, мимических реакциях, жестах, интонациях и тембре голоса. Например, состояние смелости обычно сопровождается выпрямлением фигуры, ускорением речи, блеском глаз. Военнослужащий, охваченный неуверенностью, сутулится, темп его речи замедлен, ее тон понижен. В условиях опасности выразительные движения становятся еще более разнообразными в силу того, что некоторые из них возникают и проявляются непроизвольно, спонтанно. «Внешний рисунок» поведения одного воина положительно или отрицательно влияет на психику и действия других в зависимости от того, какую информацию он несет, как воспринимается (пассивно, активно, сознательно или некритически)[8].

Психическое состояние военнослужащего в данное время и конкретных боевых обстоятельствах обусловлено его прошлым опытом (участием в боевых действиях, боевыми успехами или неудачами), сформированными до этого волевыми, моральными и другими качествами.

Обобщая опыт выполнения боевых задач в локальных военных конфликтах, отмечают, что у одних воинов возникало чувство страха, у других, наоборот, - мобилизация духовных и физических сил. Сказывается зависимость форм поведения от характера, темперамента и других свойств личности. Военнослужащие, обладающие различным опытом, ведут себя неодинаково. Новички проявляют чрезмерную осторожность, точно выполняют меры безопасности. Более опытные ведут себя раскованно, свободно. В их деятельности не видно признаков напряженности. «Привыкание» людей к воздействию стресс-факторов боя ведет к притуплению чувства опасности и, как следствие, пренебрежению мерами безопасности. Формирование у военнослужащих правильных представлений об обстановке - один из важнейших элементов управления их психическими состояниями. Самым сильным средством, стимулирующим боевую активность, является личный пример командира[9].

Взаимоотношения, морально-психологическая атмосфера в воинском коллективе всегда оказывают влияние на психические состояния бойцов. Состояния вызываются значимыми для личности воина или же слабыми, но длительно действующими воздействиями. Особенности состояний бойца зависят прежде всего от психических свойств его личности, мотивации, боевого мастерства, типа нервной системы, а также процессов и результатов деятельности.

Исследования показывают, что психические состояния воина-специалиста в период применения боевой техники зависят от таких факторов, как ее общая конструкция, удобство и надежность в эксплуатации, условия обитаемости, соответствие психофизиологическим особенностям человека. К этому присоединяется влияние опыта боевой работы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Сущность и специфика адаптационного п
Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно способность к адаптации обеспечивает возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Современное представление об адаптации основывается на работах Г. Селье (1960), П.К. Анохина (1975) и других психологов. Несмотря на ...

Результаты и их интерпретация
В результате решения второй задачи нами были получены данные представленные в таблицах 1, 2. Таблица 1. Уровень правого авторитаризма у учащихся 11 классов. Код испытуемого Уровень правового авторитаризма. 001 4 002 -41 003 -30 004 -68 005 -2 006 -17 007 11 008 -23 ...

Планирование эксперимента и контроль переменных
Этапы Y-го исслед-я: 1) определен, темы Y-ro исслед-я. Устанавл-ся проблема исслед-я; тема огранич-ет область исслед-я; 2) работа с науч. лит-рой: исслед-ли должны познакомится с инф., а-я уже есть по этой теме и сделать выводы; 3) уточнение гипотезы и определение переменных; 4) исслед-ль должен выбрать экспер-ый инструмент, а-ый позво ...