Проблема своеобразия личности

Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека – один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются, исследуются, а иногда отвергаются как досадная помеха экспериментальному исследованию.

С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и стремление понять истоки этого разнообразия, и представление о существовании некоторой «первичной» индивидуальности, предшествующей опыту и знаниям, и даже своеобразный «профессиональный отбор».

В.С Аванесов пишет, что уже в средине ІІІ тысячелетия до н.э. В Древнем Вавилоне существовали испытания для всех, кто готовился стать писцом – одной из главных фигур месопотамской цивилизации; они должны были обладать многими обязательными профессионально важными качествами. Подобные, часто жестокие испытания, проходили желающие занять должность и в других странах. Эти испытания включали в себя не только проверку необходимых знаний, но и того, что сегодня назвали бы «формально-динамическими» характеристиками индивидуальности, эмоциональности, способностей и т.д. диагностируя их по особенностям поведения в реальных или специально моделируемых жизненных ситуациях.

В древность же уходят корнями попытки классифицировать индивидуальности, создать их типологию. Так в трактате «Нравственные характеры», автором которого был друг и преемник Аристотеля Теофраст, описывается 30 ярких характерологических типов и их конкретные проявления.

С античных времен существует физиогномика (от греч. «природа», «природные задатки») – учение о распознавании природных индивидуальных особенностей, в частности, характера, по физическим характеристикам человека.

Перечень доказательств того, что интуитивное понимание психологической неодинаковости людей и стремление «угадать», диагностировать индивидуальность, можно было бы продолжить. Но важно другое: при таком солидном «возрасте» проблемы, указывают авторы учебника по психогенетике, - ее научная разработка началась, с исторической точки зрения, недавно – во второй половине прошлого века и имеет в психологии весьма интересную судьбу.

Начало научного изучения индивидуальности связано, прежде всего, с именами английского ученого Френсиса Гальтона и немецкого Вильяма Штерна.

Ф. Гальтон был первым, кто сделал индивидуальные различия между людьми специальным предметом исследования, создал измерительные процедуры и начальный статистический аппарат для оценки различий, собрал большой экспериментальный материал о разных уровнях в структуре индивидуальности и поставил вопрос о происхождении индивидуальных особенностей.

В. Штерн впервые (1900 г.) ввел понятие дифференциальная психология, сформулировал методологические и экспериментально- методические подходы, базовые понятия, многие статистические приемы, некоторые из которых верны и сейчас.

Реальное существование индивидуально-психологических особенностей и их значение в жизни стимулировали изучение их с самых разных сторон.

Складывались еще две отрасли науки, без которых дифференциальная психология не могла бы развиваться: психологическая диагностика (тестология) и статистика.

Таким образом, в первые десятилетия ХХ века дифференциальная психология вполне сформировалась как самостоятельная область знаний. Однако в последующие годы проблема индивидуальности то выдвигалась на передний край науки, то отрицалась вообще. Дж. Хирш образно описывает эту ситуацию: «Экспериментально–психологические исследования психологических различий напоминают гамлетовское «Быть или не быть .» Дж. Кеттелл исследовал их, Уотсон хоронил их, Трайтон подчеркивал их важность, Халп минимизировал их значение для теории, Хантер приведен ими в недоумение, Скиннер и его коллеги заведены ими в интеллектуальный тупик, а авторы формальных моделей предпочли фиксировать элементарные софизмы, чем знание о них…».

Реальное место проблемы индивидуальности в психологической науке определяется значением этой проблемы и для теоретической психологии, и для использования психологических знаний на практике.

Индивидуальность существует внутри некоторой общности, а последняя имеет разные уровни, разные «объемы»: все мы – дети цивилизации начала ХХІ века, каждый человек - представитель той или иной культуры, этноса, профессиональной, возрастной группы, семьи и одновременно он носитель своего собственного, уникального сочетания всех этих факторов и личного, тоже уникального опыта.

Итак, можно сказать, что индивидуальные различия – не «ошибка», а неизбежная реальность, способ существования общих психологических закономерностей и исследование индивидуальных различий представляет собой особую актуальную научную проблему.


Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возн ...

Занятие 2.
Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия» 2. «Настроение в цвете» Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу. Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Зат ...

Основные научные течения в российской психологии конца XIX - начала ХХ века
Выделившаяся в самостоятельную науку в конце XIX - начале XX вв. российская психология включала ряд мощных течений, характеризующих различные взгляды на понимание сущности психики и методов ее исследования: идеалистическое (описательное), эмпирическое (интоспективное), материалистическое (опытное). Выбор того или иного направления опред ...