Структура и этапы психологического исследования. Общая схема и структура психологического исследования
Страница 2

Статьи по психологии » Структура и этапы психологического исследования » Структура и этапы психологического исследования. Общая схема и структура психологического исследования

В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены:

• пол;

• возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые;

• уровень образования; профессия;

• род занятий;

• состояние здоровья;

• национальность и так далее.[7]

Предмет познания – свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемы в определенных исторических условиях. Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания. Предмет познания может быть общенаучным, - например, время как форма существования и мера изменений. Он может быть междисциплинарным – например, межполовые отношения у животных. Их изучает биохимия, этология, зоология, психология, ветеринария. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты:

• Отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции;

• Виды поведения, деятельности и общения;

• Пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними;

• Взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и так далее.

Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.[7]

Если объект психологического исследования можно прояснить по контексту работы (даже если он не назван автором), то с предметом дело обстоит иначе. Обусловлено это отмеченными различиями в степени их разнообразия. Предмет исследования должен быть непременно назван самим автором, чтобы было легче понять цель и назначение работы. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода.

Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в одном из первых разделов работы.

В Словаре иностранных слов основное значение слова «гипотеза» раскрывается как «научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией».[14]

При разработке концепции исследования необходимо учитывать природу, специфику психологических закономерностей и законов. Во-первых, их специфика в том, что они имеют статистический характер, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, а также постоянно меняющееся сочетание полностью учесть невозможно. Во-вторых, поведение и деятельность, все отношения человека к миру, к другим людям и к себе подчинены и общим для психологии человека закономерностям, и факторам индивидуальности конкретного человека, направляются всем содержанием внутреннего мира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности понимаемого, переживаемого и реализуемого личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и события окружающего. Эта уникальность принципиально непознаваема до конца, и поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека всегда лишь относительно предсказуемы.[3]

По этим причинам психологические закономерности не всегда проявляются с желаемой точностью и постоянством, а действуют как тенденции. Почти каждое правило в психологии дополнено многими ограничениями, уточнениями и поправками.

Это следует учитывать, когда целью исследования является разработка рекомендаций, прогноз поведения, успешности деятельности, особенностей развития отдельного человека или группы. Прогноз проявления какого-либо качества, совершения поступка может носить в психологии только вероятностный характер. Однако это не снижает ценности психологических рекомендаций. В тексте работы целесообразно отмечать их специфичность, обусловленную тем, что многие рекомендации требуют учета конкретной человеческой индивидуальности, активного отношения личности к жизненной ситуации, ее способностей к наблюдению, самонаблюдению, саморазвитию.

Страницы: 1 2 3 4


Роль матери и ее любовь в целом
Материнская любовь возникает и развивается на основе детского опыта взаимодействия ребенка с собственной матерью, на то, какие связи устанавливаются между матерью и ребенком после его рождения, в результате ее заботы и его ответной реакции, на основе игры в детстве [19]. Первоначально в психоаналитических и других направлениях психолог ...

Классификация эмоций
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний (В. Вундт). «Удовольствие – неудовольствие». Удовлетворение физиологических, духовных интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение – как неудовольствие. В основе этих простейших эмоций лежат безусловные рефлексы. Более сложные пережив ...

Приложения
Приложение 1 Тест-опросник Айзенка 1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение? 2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить? 3. Вы человек беспечный? 4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать "нет"? 5. ...