Характеристика методов и методик исследования

В качестве методов исследования были проведены: анализ методической литературы, тестирование и социометрия.

Информация о темпераменте была взята из литературы по психологии, учебников, методичек, материалов из интернета.

Тестирование – психологический метод, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. (в данном случае темперамента). Тестирование предполагает, что обследуемый отвечает на заданные в опроснике вопросы. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Тесты - это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых. www.getbanks.ru

Социометрия — это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Американский психолог Джекоб Морено, разработавший всемирно известную теорию социометрии, полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы[10].

В качестве методик исследования были взяты тест-опросник Г. Айзенка (см. приложение 1) и методика по определению социометрического статуса (см. приложение 2).

Методика социометрии была получена из учебников по социологии, социальной психологии и психодиагностике.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?"; "…готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д.

Тест Айзенка включает две шкалы — экстра-интроверсии и нейротизма. С помощью данных шкал тест Айзенка позволяет в полном объеме диагностировать характерологические и темпераментологические особенности личности.

В тесте Айзенка код опросника имеет шкалу лжи, в связи с этим часть бланков пришлось признать недействительными (6 бланков). В результате измерения показателей темперамента и социометрического статуса мы получаем т.н. первичные значения показателя, которые представлены неупорядоченной последовательностью чисел. Для удобства необходимо провести специальную обработку[11].

Было проведено подробное разъяснение правил по ответам на тестовые вопросы. Два теста проводились друг за другом. После тестового опроса бланки были собраны и обработаны исследователем.


Приемы психологической саморегуляции, направленные на поддержание положительных психических состояний воинов
Существует много приемов, помогающих военнослужащим адекватно реагировать на боевую обстановку и успешно выполнять стоящие перед ними задачи. К ним относят различные приемы психической саморегуляции, такие как идеомоторная тренировка, а также созданные на ее основе ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, индивидуальный психофи ...

Структура личности (общ.хар-ка). В отеч. и заруб.психологии
Отеч. психологи отмечали необходимость рассматривать Л, выходя за пределы статусно – ролевых ограничений (Л не должна ограничиваться ролью и статусом). Божович: выделяет 2 критерия сформир-ной Л: 1. человека можно считать Л, если в его мотивах есть иерархия, т е если он способен преодолевать собст-ные непосредст-ные побуждения ради ч-л ...

Динамика сформированности навыка чтения у младших школьников
После проведения формирующего этапа исследования особенностей нарушения чтения у детей младшего школьного возраста нами был проведен контрольный этап по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования. Используя данные методики нами, был получены следующие результаты (таблица 3 в приложении 6) Как видно из таблицы семь д ...