Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и социального статуса дошкольника в группе сверстников. Цель и задачи эмпирического исследования, характеристика выборки

Статьи по психологии » Анализ зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус » Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и социального статуса дошкольника в группе сверстников. Цель и задачи эмпирического исследования, характеристика выборки

Объект исследования:

Самооценка детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Взаимосвязь самооценки и социального статуса дошкольника в группе сверстников.

Цель исследования: Выявить взаимосвязь самооценки и социального статуса дошкольника в группе сверстников.

Задачи исследования:

1. Изучить самооценку дошкольников.

2. Провести социометрическое исследование.

3. Изучить оценочную систему, задаваемую воспитателями этой группы.

4. Соотнести и проанализировать полученные результаты. Разработать рекомендации.

Гипотеза исследования: самооценка и социальный статус дошкольника в группе неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга.

Исследование проводилось в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении “Центр развития ребенка”- детский сад № 45,

в средней группе. Группа состояла из 25 человек (12 девочек и 13 мальчиков). Средний возраст детей — 5 лет (4,5—5 лет).

В данной группе дети для развития и воспитания, занимаются по программе “Сообщество” авторы Джудит Ротшильд Столберг и Элен Р. Дэниэлс.

Основная часть программы – воспитывать достойных членов демократического общества. Даже очень маленькие дети способны сами делать выбор, отдавать себе отчет в последствиях своих действий, научиться уважать различия среди сверстников. Основой программы является обучение, ориентированное на ребенка, учитывающее индивидуальные стили восприятия и этапы развития каждого ребенка.

Программа включает в себя следующее:

- индивидуализацию подхода к обучению

- предоставление ребенку возможности выбора, как через планирование соответствующих занятий, так и через организацию игровых центров

- участие семьи.

Программа ориентирована на то, что дети сами выбирают определенный вид деятельности в соответствии их интересами и умениями. Каждая группа разделена на несколько тематических центров:

- математика

- естествознание

- песок и вода

- театрально-драматический

- центр чтения и письма

- центр творческих занятий

- открытая игровая площадка

- центр игры в кубики

- центр музыкальных занятий.

Детей не заставляют выполнять или изучать тему, которая им не интересна.

Воспитатели используют то, чему дети научились в семье, как основу для формирования учебной программы. Происходит непосредственное взаимодействие воспитателя и родителей.

Исследование проводилось в несколько этапов:

I Беседа с воспитателями и воспитанниками группы, подбор методик, формирование выборки.

II Подготовка к диагностическому обследованию, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов.

III Анализ и основные выводы по проделанной работе, разработка рекомендаций.

На подготовительном этапе была проведена беседа с заведующей и методическим работником детского сада.

Заведующая детского сада для исследования выделила среднюю группу, которую составляют дети 4-5 лет. Методический работник рассказала о воспитательной программе данной группы.


Факторы, определяющие интерес к учёбе и способствующие учебно-творческой деятельности
Таблица 15.1 Факторы, определяющие интерес к учёбе у бюджетников вновь поступившие обучающиеся всего по бюджетникам очники очники заочники соискатели итого м ж м ж м ж 2,50 1,60 1,74 1,00 1,00 2,50 1,74 1,93 8 23,3 7 37,5 8 24,2 4 33,3 ...

Анализ результатов изучения особенностей развития общения младших школьников из благополучных и неблагополучных семей со взрослыми и сверстниками
Для изучения особенностей развития общения детей младшего школьного возраста со взрослыми использовалась методика «Да и нет, не говори» (Е.Е. Кравцова). На основе анализа ответов детей выделили три качественные группы детей. Дети, которые дают импульсивный ответ, честно отвечают на прямой вопрос составили группу «импульсивные». По окон ...

Основные положения рационально-эмотивной терапии
Основные положения. Создатель метода рационально-эмотивной терапии (РЭТ) Альберт Эллис(р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В 1950-е гг. А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психотерапии. Одним из таких положений являет ...