Понятие времени
Страница 1

Восприятие времени » Понятие времени

Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условием возможности движения, изменения и развития, всякий процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель, происходит во времени.

Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. Здесь мы сталкиваемся с мистически окрашенным пониманием времени: каждому изменению в природе соответствует свое время. Мир представлен как многоуровневая модель, и каждому уровню мира соответствует своя ритмика, длительность. Так, обряды шаманов по земному времени могут занять лишь пару часов, а в «ином» мире он проживет несколько лет, одну или даже несколько жизней. Тело человека может находиться лишь в одном времени, на одном уровне мира, а его душа может существовать и в других. Можно говорить об отсутствии у первобытных народов представления о далеких временных перспективах, о том, что время и прошлое во многом были основаны на памяти, ибо умершего человека помнили его дети и внуки. Мифологическое время циклично: настоящее и будущее есть лишь временное продолжение прошлого, каждое племя неукоснительно должно следовать мистическим обрядам прошлых поколений [2,4]. www.transportine.ru

В мифах можно увидеть четкое разделение мира на естественный и сверхъестественный уровни. На таком же принципе основывается и религия. С ее появлением (в частности христианства) представление о времени несколько изменяется. Время есть форма существования мира, возникающая одновременно с ним. Религия сделала время одним из свойств бога или самостоятельным богом. Оно воспринималось абстрактно, как самостоятельно существующая субстанция.

Далее появляются представления о двух разных временах: времени высшем, историческом, «совершенном» и цикличном времени несовершенного мира. Свое дальнейшее развитие эти еще недостаточно четкие идеи о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др. [2].

В работах Аристотеля прослеживается мысль о том, что прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее, в свою очередь, ускользает от нас, потому что при попытке схватить его «стягивается» в бесконечно малое мгновение, длительность которого неуловима [4]. Также Аристотель определял время как универсальную меру движения. Он говорил о связи памяти как психического процесса и времени. Отсчет времени как необходимого компонента памяти осуществляется, по мысли Аристотеля, через посредство движения, свойством которого является время. Таким образом, по Аристотелю, через посредство памяти и на основе движения объективное физическое время воспроизводится в субъективном психическом времени как свойстве души.

Августин Блаженный говорит о бесконечном различии между понятием вечности и времени. Времени не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением. Моменты этого движения и изменения, поскольку совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими, более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время. Таким образом, мир сотворен не во времени, а вместе с ним. Августин говорит о тройственности времени. Он выделяет настоящее прошедшее (память), настоящее настоящее (созерцание), настоящее будущее (надежда, упование и т.п.) [там же].

Время для описания физических законов в строгой форме было введено И. Ньютоном. Он считал, что существует абсолютное и относительное время. «Абсолютное, истинное математическое время, само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год» [15, с. 15].

Определенным изменениям поддалось представление о времени в теории относительности Эйнштейна, где речь шла об определенной скорости распространения света [2].

Универсальная хронология оказалась недостаточным средством развития знаний в различных отраслях науки. В результате в ХХ в. произошла дифференциация содержания категории «время» и сформировались такие понятия, как: физическое, биологическое, социальное, психологическое время. Некоторые авторы, в зависимости от области их исследований, выделяют также художественное, экзистенциальное, химическое время и др. [3, 5]. Как к любому физическому объекту, к человеку применимы эталоны и единицы физического времени, и именно в этих единицах мы измеряем хронологический возраст. Биологическом возраст – время функционирования индивида как живого организма – мы измеряем руководствуясь т.н. биологическим временем. В обществе так же существуют свои особенные временные отношения, т.н. социальное время. В этом измерении мы можем говорить о социальной зрелости человека, о времени как о пространстве развития человечества. Динамика же внутреннего мира личности, включающего в себя ценности и идеалы человека, его жизненный опыт, чувства, мысли, побуждения, подчинена особым временным отношениям, которые могут быть определены как «психологическое время» [5]. Проблему психологического времени в отличие от физического впервые поставил Анри Бергсон. Он разделил абстрактное время и длительность, т.е. психологическое время. Для психологического времени характерны следующие черты: оно непрерывно, изменяет мир, т.е. оставляет след на вещах, является символом изменения, имеет внутреннюю генетическую взаимосвязь мгновений. Нужно отметить, что в данной работе речь пойдет собственно о психологическом времени.

Страницы: 1 2


Черты личности. Факторный подход к изучению личности
Теория Кетгела исходит из теории черт и на этой основе строится личностный профиль. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты/ структура к-ых формирует сущность Л-и. Черты представ-ют собой относительно постоянные тенденции реагировать определ. образом в разных ситуациях и в разное t. Л-ть - сов ...

Изучение стабильности поведения
Социальные феномены могут заметно варьироваться в зависимости от степени, в которой они являются предметами исторических изменений. Некоторые феномены могут быть близко связанными с физиологией. Исследование эмоциональных состояний Шактера (Schachter, 1970), по видимому имеет сильную физиологическую основу, так же как работа Хесса по из ...

Выводы
1. Профессиональное самоопределение является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов и имеющим разветвленную структуру. В процессе профессиональной переориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует их в совместной деятельности путем усвоения специ ...