Основные характеристики восприятия
Страница 1

Восприятие времени » Основные характеристики восприятия

Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих предметов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, хотя и верной, то неточная оценка формы предмета и его удаленности может оказаться смертельно опасной. В связи с этими требованиями у животных и развился особый психический аппарат, работа которого состоит в воссоздании во внутреннем, субъективном пространстве такого образа окружающего мира, который бы максимально точно воспроизводил пространственные и временные характеристики предметов и явлений. В этом образе в той или иной форме должны быть представлены и иные их качества, а сам образ должен быть для субъекта настолько достоверным, что у субъекта не оставалось бы никаких сомнений в отдельном, независимом от субъекта существо­вании воспринимаемого предмета или явления.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объе­динение отдельных ощущений в целостные образы вещей [6, 10]. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особен­ностями. Наиболее важные особенности восприятия – предмет­ность, целостность, структурность, константность и осмыс­ленность [6,12,13].

Пред­метность восприятия выражается в так называемом акте объек­тивации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выпол­нять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практи­ческой деятельности человека. Предметность восприятия не врож­денное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Ре­шающую роль здесь играет осязание и движение. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут «вести себя» самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия [12]. Предметность играет большую роль и в дальнейшем формирова­нии самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отра­жением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение [13].

Другая особенность восприятия - его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздей­ствующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений [там же].

С целостностью восприятия связана его структурность. Вос­приятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая по­следняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой [12, 13].

Страницы: 1 2 3


Межличностный конфликт, его структура, динамика, функции
Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Социал. Y сосредотачивает свое внимание на 2 вопросах: 1) на анализе вторичных соц.-психологич. аспектов в каждом конфликте (осознание конфликта его участниками); 2) на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфич. соц.-психологич. факторами. Для ...

Психологическое исследование: этапы, изучение состояния проблемы, литературный обзор
Учитывая общность теоретического и эмпирического исследования, рассмотрим схему этапов, которые обычно включает психологическое исследование. Основные этапы психологического исследования. Наиболее часто психологическое исследование включает следующие шаги: 1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета и ...

Творческое "Я"
Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на с ...