Особенности восприятия времени человеком
Страница 2

Восприятие времени » Особенности восприятия времени человеком

От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т. п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. При восприятии длинных интервалов всегда требуется некоторое целенаправленное усилие, чтобы объединить начало и конец длительности в целостный образ [14]. Эта форма оценки времени является особенно сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального кодирования времени [10].

С помощью памяти можно установить прошлые изменения, с помощью воображения – будущие. Таким образом, человек приобретает прошлое и будущее, т.е. временной кругозор. Длительность открывается сознанию благодаря чувству времени. На высшем уровне – уровне интеллектуальных операций формируется понятие времени, происходит абстрагирование от конкретных изменений во времени и тогда человек может адекватно реконструировать прошлое, предвидеть будущее, организовывать их в той мере, в какой они зависят от его деятельности. Таким образом, человек становится хозяином измерений и овладевает временем [8].

Человек способен анализировать процессы по времени, рассматривая их диахроническую структуру (изменение каждого отдельного процесса с течением времени) и синхроническую структуру (течение событий, происходящих одновременно). Наконец, человек делает попытки анализировать, что такое время и какими свойствами оно обладает [3].

В рамках зарубежной экспериментальной психологии широко распространен когнитивный подход к восприятию времени. В его рамках кодирование времени рассматривается как исключительно когнитивный процесс, не связанный с объективным временем. Этот процесс зависит от количества переработанной информации, от того, сколько внимания было уделено текущему когнитивному событию. Задача, действие, в которое включен человек, также влияет на восприятие времени. Существуют и более биологически ориентированные концепции, в которых вопрос о восприятии времени рассматривается в тесной связи с исследованиями биоритмов организма. Внешняя среда может участвовать в этом процессе только через воздействие на эти биоритмы, замедляя или увеличивая их частоту, синхронизируя их с какими-либо внешними явлениями. Посредством биоритмов обычно описывают восприятие длительных интервалов времени порядка, дней. В отечественной психологии доминирует деятельностный подход к изучению субъективного течения времени. В его рамках процесс восприятия и оценки длительности анализируется через соотношение и анализ с деятельностью человека. Так, например, длительность момента субъективного настоящего определяется через включенность этого момента в деятельность человека, каузальными связями событий в прошлом, настоящим и будущим. Психофизиологический подход предполагает использовать данные, накопленные в психологии для соотнесения их с данными о механизмах работы нейронных сетей, мозговых образований, накопленными в нейронауке.

Ориентировка во времени у человека осуществляется с помо­щью корковых отделов мозга. Многочисленные данные клиниче­ских наблюдений убедительно показали, что нет оснований предполагать существование очаговой локализации восприятия времени в коре, т.е. специального центра отсчета времени. Рас­стройство временных восприятий наблюдается при поражении различных отделов коры. Отсюда можно сделать вывод, что вос­приятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему и действующую как единое целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбужде­ния и торможения, затухание возбудительного и тормозного процес­сов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга. Наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. Слуховые ощущения отражают временные особенности дейст­вующего раздражителя: его продолжительность, ритмический ха­рактер и т.п. Двигательные ощущения обеспе­чивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Особую роль играет кинестези­ческий анализатор в восприятии ритма. Под ритмом с психологической точки зрения понимается восприятие серии объектов как серии групп стимулов. Последовательные группы обычно строятся по одному образцу и воспринимаются как повторение. Характер воспринимаемой группировки в значительной степени определяется особенностями серии стимулов: относительная ин­тенсивность стимулов, их абсолютная и относительная длитель­ность, расположение во времени. Если серия состоит из физически идентичных и единообразно расположенных во времени стимулов, то восприятие ритма определяется субъективными факторами. Испытуемый обычно воспринимает серию групп, в каждой из которых акцентированы определенные элементы. Воспринимаемый при этом ритм называется субъективным ритмом, а ударение — субъективным ударением. Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. Переживание ритма по самому существу своему актив­но [11].

Страницы: 1 2 3 4 5


Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя ...

Взаимодействие типа темперамента и социометрического статуса в группе. Выявление типа темперамента
Тип темперамента исследовался при помощи теста-опросника Айзенка. (см. приложение 1). Опросник составлен английскими психологами Айзенком в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Оба эти ...

Способности и степени их развития в художественном творчестве
Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. Способности — понятие динамическое, их формирован ...