Предупреждение и преодоление отрицательных психических состояний в экстремальных условиях. Психологическое сопровождение военнослужащих

Статьи по психологии » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Предупреждение и преодоление отрицательных психических состояний в экстремальных условиях. Психологическое сопровождение военнослужащих

Психологическое сопровождение - это комплекс непрерывных мероприятий по поддержанию высокой служебной активности военнослужащих, их устойчивости к стрессам и психологическому воздействию, предотвращению отрицательных психологических состояний.

Целью психологического сопровождения является сохранение достигнутого в процессе психологической подготовки уровня боеспособности личного состава. В этих целях проводится непрерывный анализ динамики морально-психологической обстановки в ходе выполнения служебных задач, вырабатываются рекомендации органам управления для принятия целесообразных решений; поддерживаются и развиваются боевой настрой и установка на безусловное выполнение служебных задач; контролируется степень, усталости личного состава; создаются по возможности комфортные условия в местах несения службы и отдыха личного состава[14].

Психологическая помощь заключается в проведении мероприятий, направленных на преодоление психотравмирующих последствий воздействия боевой обстановки на психику военнослужащих и восстановление их боеспособности.

Целями психологической помощи являются восстановление психического здоровья людей, из служебной активности, преодоление дезорганизационных проявлений в воинских коллективах.

Задачи психологической помощи:

· снятие у военнослужащих психологической напряжённости и усталости,

· быстрое возвращение в строй военнослужащих, не нуждающихся в госпитализации,

· эвакуация лиц, получивших боевые психофизиологические травмы, для оказания им медицинской помощи и проведения реабилитации,

· восстановление боеспособности деморализованных воинских подразделений.

Способы оказания психологической помощи:

· индивидуальные беседы и консультирование,

· групповые формы психологической работы-беседы, выступления, активный отдых, культурно-досуговые мероприятия и т.д.

Психологическая помощь военнослужащим организуется и проводится командирами и их заместителями. Особая роль в проведении этой работы отводится военным психологам, реализующим непосредственно психологическое воздействие на военнослужащих, нуждающихся в помощи[15].

К сожалению, психологов в войсках и органах в настоящее время практически нет.

Психологическая реабилитация осуществляется с целью восстановления личностного и социального статуса военнослужащих для сохранения их психологического здоровья и активизации уровня их жизнедеятельности при выполнении служебных задач. Она включает в себя:

· восстановление утраченных (нарушенных) функций социального и личностного статуса военнослужащих,

· психологическая и психофизиологическая экспертиза военнослужащих,

· рациональное распределение военнослужащих по подразделениям, пограничным нарядам и видам деятельности в соответствии с их психологическим состоянием[16].

Для целенаправленной психологической помощи, как показывает войсковой опыт, необходимо создавать пункты психологической реабилитации в региональных управлениях, а у каждого начальника отдельно расположенного подразделения должен быть заместитель-психолог.

Психологическое обеспечение организуется во всех видах служебной деятельности. При этом наибольший эффект достигается тогда, когда оно организуется и проводится непрерывно, комплексно и целенаправленно, когда в его интересах используются все виды и формы, методы и средства воспитания и обучения, когда на решение задач психологического обеспечения направляется весь уклад повседневной жизни , система боевой, специальной и общественно-государственной подготовки личного состава органов и войск пограничной службы[17].


Свойства и функции восприятия. Активность
Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. Анализ движения рук и глаз выделены в два класса. В первый класс входят поисковые и установочные движения, с помощью которых осуществля ...

Особенности диагностического исследования проективными методиками детей с нарушениями в развитии
При использовании в диагностики теста цветовых выборов Люшера по результатам тестирования можно установить основной способ действия, цель, к которой стремится испытуемый, незадействованные особенности его личности, подавленные потребности, актуальные проблемы и ряд других показателей, характеризующих его личность. Однако при обследовани ...

Творческое "Я"
Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на с ...