Предупреждение и преодоление отрицательных психических состояний в экстремальных условиях. Психологическое сопровождение военнослужащих

Статьи по психологии » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Предупреждение и преодоление отрицательных психических состояний в экстремальных условиях. Психологическое сопровождение военнослужащих

Психологическое сопровождение - это комплекс непрерывных мероприятий по поддержанию высокой служебной активности военнослужащих, их устойчивости к стрессам и психологическому воздействию, предотвращению отрицательных психологических состояний.

Целью психологического сопровождения является сохранение достигнутого в процессе психологической подготовки уровня боеспособности личного состава. В этих целях проводится непрерывный анализ динамики морально-психологической обстановки в ходе выполнения служебных задач, вырабатываются рекомендации органам управления для принятия целесообразных решений; поддерживаются и развиваются боевой настрой и установка на безусловное выполнение служебных задач; контролируется степень, усталости личного состава; создаются по возможности комфортные условия в местах несения службы и отдыха личного состава[14].

Психологическая помощь заключается в проведении мероприятий, направленных на преодоление психотравмирующих последствий воздействия боевой обстановки на психику военнослужащих и восстановление их боеспособности.

Целями психологической помощи являются восстановление психического здоровья людей, из служебной активности, преодоление дезорганизационных проявлений в воинских коллективах.

Задачи психологической помощи:

· снятие у военнослужащих психологической напряжённости и усталости,

· быстрое возвращение в строй военнослужащих, не нуждающихся в госпитализации,

· эвакуация лиц, получивших боевые психофизиологические травмы, для оказания им медицинской помощи и проведения реабилитации,

· восстановление боеспособности деморализованных воинских подразделений.

Способы оказания психологической помощи:

· индивидуальные беседы и консультирование,

· групповые формы психологической работы-беседы, выступления, активный отдых, культурно-досуговые мероприятия и т.д.

Психологическая помощь военнослужащим организуется и проводится командирами и их заместителями. Особая роль в проведении этой работы отводится военным психологам, реализующим непосредственно психологическое воздействие на военнослужащих, нуждающихся в помощи[15].

К сожалению, психологов в войсках и органах в настоящее время практически нет.

Психологическая реабилитация осуществляется с целью восстановления личностного и социального статуса военнослужащих для сохранения их психологического здоровья и активизации уровня их жизнедеятельности при выполнении служебных задач. Она включает в себя:

· восстановление утраченных (нарушенных) функций социального и личностного статуса военнослужащих,

· психологическая и психофизиологическая экспертиза военнослужащих,

· рациональное распределение военнослужащих по подразделениям, пограничным нарядам и видам деятельности в соответствии с их психологическим состоянием[16].

Для целенаправленной психологической помощи, как показывает войсковой опыт, необходимо создавать пункты психологической реабилитации в региональных управлениях, а у каждого начальника отдельно расположенного подразделения должен быть заместитель-психолог.

Психологическое обеспечение организуется во всех видах служебной деятельности. При этом наибольший эффект достигается тогда, когда оно организуется и проводится непрерывно, комплексно и целенаправленно, когда в его интересах используются все виды и формы, методы и средства воспитания и обучения, когда на решение задач психологического обеспечения направляется весь уклад повседневной жизни , система боевой, специальной и общественно-государственной подготовки личного состава органов и войск пограничной службы[17].


Тревожность: анализ и состояние проблемы
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины. Изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Прежде вс ...

Роль семьи в развитии общения
Рассматривая вопросы преемственности семейного и общественного воспитания, Е.Е. Кравцова показала роль семьи на каждом из этапов детского онтогенеза [19]. С точки зрения Е.Е. Кравцовой роль семьи в развитии ребенка связывается со смысловой сферой ребенка, в то время как образовательные учреждения создают условия для овладения культурным ...

Психические свойства и особ-ти 1-я ч-ка в зрелом возрасте
Наиболее продолжительный период онтогенеза- зрелость, имеет условные границы, определяющие его, с 1-ой стороны, от юности, с др.-от начинающего процесса старения. Этот отрезок характеризуется как t расцвета, наивысшего Р-ия интелек-ых способностей и личности человека. Псих-ое развитие в зрелости связано с проф-ым самоопределением юноши, ...