Формирующий этап

Для того чтобы помочь подростку понять себя, свой внутренний мир, контролировать и регулировать свои действия, получить знания о самом себе и других людях мы подобрали комплекс упражнений (см. Приложение 9) с целью развития уровня рефлексии.

Задачи:

1. Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности.

2. Совершенствование навыков рефлексии.

3. Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакт.

4. Способствовать выработки у участников более объективной самооценки.

5. Формирование установки на самопознание.

Комплекс упражнений проводился один раз в неделю после занятий в течение месяца. Данный комплекс включает в себя три процедуры: процедура первая – релаксация; вторая процедура – упражнения, направленные на развитие рефлексии; процедура третья – рефлексия «здесь и теперь». С первой процедуры – релаксации начинался комплекс упражнений. Цель заключалась в подготовке тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего внутреннего и физического напряжения, обеспечение возможности собраться. Далее следовала процедура вторая – упражнения, в процессе которых участники обучались навыкам развития рефлексии. Использовались такие упражнения как: «Без маски»; «Да»; «Карусель»; «Качества»; «три имени» и другие. В процессе проведения упражнений акцент делался на подростках, которые имеют низкий уровень развития рефлексии. Такие ребята в начале работы чувствовали себя скованно (на это указывала их поза, положение рук), были малоактивны. На вопросы отвечали однозначно. Если в процессе упражнений необходимо было написать свои качества, то это вызывало у ребят затруднения. Было видно, что подросткам не хватает знаний о себе, своем внутреннем мире. Но далее, по ходу выполнения упражнений ребята стали более раскрепощенными и более активными. Процедура третья – рефлексия «здесь и теперь» проходила в конце комплекса упражнений. Ее цель заключалась в отработке навыков рефлексии и оценке проделанной работы. Также учитывались замечания и пожелания участников, одобрялось проявление инициативы.


Характеристика выборки, методов и методик исследования. Описание выборки
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 31 города Осинники. Всего в классе 29 человек, 13 мальчиков и 16 девочек. Во время проведения тестов отсутствовали 3 человека, следовательно, в исследовании участвовали 26 человек (11 мальчиков и 15 девочек). Средний возраст составляет 12-13 лет. По словам классного руководи ...

Эмпирическое исследование нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста. Организация исследования нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста
Для изучения особенности нарушения чтения у детей младшего школьного возраста мы провели исследование на базе МОУ СОШ № 34 г. Комсомольска-на-Амуре, в исследовании принимало участие 15 детей 2 – х классов: 7 мальчиков, 8 девочек. Анализ протоколов ПМПК и речевых карт показал, что дети, участвующие в исследовании, имели заключение психо ...

Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков. Развитие психологии в XVIII веке
Исследуя в данной дипломной работе особенности развития русской психологической мысли на рубеже XIX века, с точки зрения собственно научного содержания, необходимо рассмотреть место и данного этапа становления в истории отечественного психологического познания вообще, рассмотреть те традиции, которые закладывались в это время и стали ос ...