Уровни психического отражения
Страница 1

Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно–перцептивный, уровень представлений и вербально–логический [5. С. 10]. Рассмотрим эти уровни подробнее.

В системе образного отражения сенсорно–перцептивный уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни. Конечно, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется [5. С. 10].

Ощущение и восприятие как исходные формы образного отражения возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств. Сенсорно–перцептивное отражение характеризуется возникновением в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека [Там же].

Второй уровень отражения — это

уровень представлений.Представление как ощущение и восприятие — феномен образного отражения. Представление возникает без непосредственного воздействия предмета на орган чувств. К уровню представлений относятся такие важные психические процессы, как образная память и воображение. Образная память — это фиксация и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии; воображение — творческий процесс, создание новых образов путем трансформаций и комбинаций сохранившихся в памяти. По содержанию образ—представление, также как сенсорно–перцептивный образ, предметен. Но в отличие от ощущения и восприятия, образ—представление имеет самостоятельное существование в качестве феномена психической деятельности. Он обладает значительно меньшей четкостью и яркостью, чем сенсорно–перцептивный образ, меньшей устойчивостью и полнотой [Там же].

Формирование представления — это новая ступень в прогрессивной линии развития когнитивных процессов. Здесь появляются элементарные обобщения и абстракции. На основе многократного восприятия предметов одной и той же категории происходит селекция их признаков: случайные признаки отсеиваются, а фиксируются лишь характерные [Там же].

При переходе от ощущения и восприятия к представлению изменяется структура образа объекта: одни его признаки как бы подчеркиваются, усиливаются, другие редуцируются. То, что человек воспринимал последовательно, трансформируется в одновременную целостную умственную картину[5].

Третий уровень когнитивных процессов — это вербально–логическое мышление, речемыслительный процесс. Это уровень понятийного отражения, рационального познания. В решении задач человек оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества, в которых зафиксирована общественно–историческая практика. На уровне понятийного мышления в индивидуальный опыт включается огромный багаж знаний, выработанных человечеством [Там же].

Таким образом, в этой главе было изучено состояние проблемы образа, что позволяет выделить несколько общих положений.

1. Психический образ отражает объективную реальность.

2. Образ предметен: он отнесен к существующим вне зависимости от сознания предметам, которые составляют его содержание; также он субъективен по форме.

3. Формирование образа — активный процесс, в ходе которого осуществляется все более полное изъятие информации из окружающей человека действительности. Содержание образа постоянно обогащается, уточняется и корректируется.

Страницы: 1 2


Методика урегулирования конфликтов
Методикой урегулирования конфликтов необходимо владеть каждому руководителю организации или подразделения, персо­налу службы, прерогативой которой являются функции управле­ния конфликтами (например, отдел трудовых отношений служ­бы управления персоналом). С методикой следует ознакомить всех работников организации посредством проведения ...

Предотвращение и контроль вандализма, в частности граффити
Вандализм влечет за собой серьезные финансовые, материальные и социальные издержки. Существуют две стратегии борьбы с этим социальным явлением. Первая делает акцент на устранении возможности разрушения. Вторая же связана с воздействием на установки и мотивы потенциальных вандалов. Стратегия устранения возможностей проявляется в следующ ...

Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей. Диагностика творческих способностей у дошкольников
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия: · создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада; · гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руков ...