Уровни психического отражения
Страница 1

Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно–перцептивный, уровень представлений и вербально–логический [5. С. 10]. Рассмотрим эти уровни подробнее.

В системе образного отражения сенсорно–перцептивный уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни. Конечно, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется [5. С. 10].

Ощущение и восприятие как исходные формы образного отражения возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств. Сенсорно–перцептивное отражение характеризуется возникновением в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека [Там же].

Второй уровень отражения — это

уровень представлений.Представление как ощущение и восприятие — феномен образного отражения. Представление возникает без непосредственного воздействия предмета на орган чувств. К уровню представлений относятся такие важные психические процессы, как образная память и воображение. Образная память — это фиксация и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии; воображение — творческий процесс, создание новых образов путем трансформаций и комбинаций сохранившихся в памяти. По содержанию образ—представление, также как сенсорно–перцептивный образ, предметен. Но в отличие от ощущения и восприятия, образ—представление имеет самостоятельное существование в качестве феномена психической деятельности. Он обладает значительно меньшей четкостью и яркостью, чем сенсорно–перцептивный образ, меньшей устойчивостью и полнотой [Там же].

Формирование представления — это новая ступень в прогрессивной линии развития когнитивных процессов. Здесь появляются элементарные обобщения и абстракции. На основе многократного восприятия предметов одной и той же категории происходит селекция их признаков: случайные признаки отсеиваются, а фиксируются лишь характерные [Там же].

При переходе от ощущения и восприятия к представлению изменяется структура образа объекта: одни его признаки как бы подчеркиваются, усиливаются, другие редуцируются. То, что человек воспринимал последовательно, трансформируется в одновременную целостную умственную картину[5].

Третий уровень когнитивных процессов — это вербально–логическое мышление, речемыслительный процесс. Это уровень понятийного отражения, рационального познания. В решении задач человек оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества, в которых зафиксирована общественно–историческая практика. На уровне понятийного мышления в индивидуальный опыт включается огромный багаж знаний, выработанных человечеством [Там же].

Таким образом, в этой главе было изучено состояние проблемы образа, что позволяет выделить несколько общих положений.

1. Психический образ отражает объективную реальность.

2. Образ предметен: он отнесен к существующим вне зависимости от сознания предметам, которые составляют его содержание; также он субъективен по форме.

3. Формирование образа — активный процесс, в ходе которого осуществляется все более полное изъятие информации из окружающей человека действительности. Содержание образа постоянно обогащается, уточняется и корректируется.

Страницы: 1 2


Развивающая программа для детей юношеского возраста
Исходя из всего выше перечисленного можно предложить провести развивающую программу, которая будет направлена на снижение агрессивности и повышение самооценки (приложение №14). Данная программа будет представлена в виде комплекса тренинговых упражнений. Цель данной программы – работа с юношами по снижению агрессивности и повышению сам ...

Восприятие движения
Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а, любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, переме ...

«Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности...»?
Очень важно по мнению Уарте было выяснить каким видом дарования обладает тот или иной человек и какая наука соответствует этому виду дарования: «если человек, лишенный дарований, при­мется изучать какую-либо науку или искусство, то хотя бы он всю жизнь трудился над усвоением ее правил и положений, у него все же ничего не получится: если ...