Психологическая мысль арабо-язычной культуры Средневековья

Статьи по психологии » Достижения арабской психологии » Психологическая мысль арабо-язычной культуры Средневековья

В феодальном арабском мире интенсивно развивались ремесла, торговля, мореходство; высокого уровня достигла техника земледелия; возникали крупные богатейшие города, превратившиеся в очаги культуры, образования, науки. В страны арабского халифата стекалась научная литература со всего цивилизованного мира. Есть сведения, что во время правления династии Аббасидов (XVIII-XVII вв.) в Багдад прибывали караваны, навьюченные книгами на всех известных языках. Все это способствовало тому, что на Востоке получают дальнейшее развитие ростки точного знания, зародившиеся в эллинистический период и возникает ряд новых идей в области психологии.

На Востоке проводилось большое количество психологических исследований, сюда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Самобытная культура, которая сложилась в этих странах, являлась синтезом ценностей, созданных арабами и народами, завоеванными ими.

В недрах арабо-язычной культуры, расцвет которой пришелся на VIII-ХП века, совершалась переориентация философского мышления на сближение с позитивным знанием о природе. [4]

Важное значение, имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

В то время в халифате, который распространился от Средней Азии до Испании, были разрешены не только отличные от ислама религиозно-философские воззрения, не запрещалось и проведение естественно-научных исследований, в том числе изучение работы органов чувств и мозга. [3]

Так, известный ученый того времени Ибн

аль-Хайсам (965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики.


Личностные характеристики лидеров
Вряд ли можно выделить личностные черты, которые во всех ситуациях позволяют безошибочно определить эффективного лидера. Однако есть некоторые черты, достаточно хорошо характеризующие эффективного лидера в целом ряде различных ситуаций. Как правило, лидеры более умны (но не намного более), чем их последователи. Исследования, проведенные ...

Межгрупповые отношения
Изучением занимались Постав Лебон (исследования межгрупповой агрессии); Т. Адарно (исследование негативных установок на другую группу); психоаналитики (исследование враждебности и страха); М.Шериф (1954г) провел эксперимент в американском лагере (4 стадии). На первой подросткам была предложена общая деятельность по уборке лагеря U были ...

Особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков
В последнее время психология детства и подросткового возраста испытывает на себе изменения целого ряда социокультурных факторов развития, среди которых наиболее значимы: социально-экономические преобразования, трансформации института семьи, уход в прошлое дворовых игр и сокращение детских неформальных коопераций, разрастание сети компью ...