Вопросы терминологии.
Для того, чтобы эффективная помощь оказывалась женщине на протяжении всего периода адаптации её к материнству, необходимо очертить патогенетические границы этого периода. Следует также выделить основные его этапы с тем, чтобы психотерапевтическая работа проводилась на каждом из них. Это имеет значение не только для специалистов, работающих с душевной сферой, но и для сотрудников общемедицинской сети, которые наблюдают женщин на разных этапах обращения в стационарах, женских консультациях, роддомах, центрах планирования семьи и т.п.
Термин «раннее материнство», обозначенный в названии работы, в литературе автору не встречался. Он использовался нами для удобства обозначения периода с момента зачатия и до срока приблизительно 1.5 года после рождения ребёнка. Анализ литературы показал, что этот период наиболее важный для становления материнской сферы и вместе с тем самый уязвимый для психики женщины (Manzano J., Righetti M., 1995). За относительно короткий срок женщина трижды меняет свой социальный и биологический статус. В её организме происходят мощные гормональные перестройки, довольно быстро меняется архитектоника тела, по новому распределяются режим дня, физические и психические нагрузки. Все эти процессы, будучи изначально адаптивными, при наложении патогенных факторов (например, психопатологическая или эндокринная отягощённость, социальное неблагополучие) могут приводить к возникновению у матери психических расстройств. По наблюдениям авторов подобный «сбой» может происходить на любом этапе раннего материнства. Как уже отмечалось, на каждом из этих этапов женщина получает новый статус. Для обозначения последних мы использовали следующую терминологию.
1. Беременная – женщина с момента зачатия и до появления у неё достоверных признаков начала родов.
Течение беременности многие авторы изучают по триместрам ( I-й, II-й и III-й ).
2. Роженица – с момента начала родовой деятельности и до окончания родов.
Роды подразделяются на три периода: период раскрытия (схватки), период изгнания плода (потуги) и последовый период.
3. Родильница – с момента окончания родов и приблизительно до 6-8 недель. (В.И.Бодяжина, К.И.Жмакин, А.П.Кирющенков, 1995).
4. Не смотря на то, что в гинекологии термин «послеродовый период» используется применительно к 2-х месячному сроку после родов (срок полного восстановления генеративных органов), в области психиатрии этот период определяется приблизительно 18-ю месяцами, поскольку известно, что психическая адаптация женщины к материнству в среднем укладыватся в эти сроки ( Manzano J., Righetty M., 1995).
Третий и четвёртый этапы характеризуются установлением у женщины лактационной функции. Здесь нами использовался термин «молодая мать».
Общая классификация проективных методик
Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.
Проективные методики подразделяются на:
Конститутивные, где необходимо структурировать предлагаемые стимулы, надел ...
Дидактические игры
В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать за ...
Роль и место воображения в структуре познават. деятельности человека
Воображение - это пс. процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Это форма человеч. психики, стоящая отдельно от всех психич. процессов и вместе с тем занимающая промежуточное место между восприятием, памятью и мышлением.
Рубинштейн: «Воображение – это отле ...