Различные подходы и классификации социально - психологических тренингов

Статьи по психологии » Теоретические основы и типология тренингов » Различные подходы и классификации социально - психологических тренингов

В связи с таким многообразием всевозможных формулировок тренинга, существует и ряд их классификаций, которые зачастую очень сильно разнятся между собой.

Например, классификация разновидностей Т-групп:

Общее развитие индивидуума;

Формирование и исследование межличностных отношений

Улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптимизации трудовых отношений; [7, С.20–21].

Или классификация, представленная в книге В.Ю. Большакова: «Существует масса разновидностей тренинга, наиболее известные из них:

Т-группы;

Перцептивный тренинг;

Поведенческий тренинг;

Ролевой тренинг;

Видеотренинг и т.п.» [2, С.10-11].

В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social / life skills training ), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В тренинге жизненных умений использовались 3 основных модели определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга:

Первая модель опирается на 7 категорий жизненных умений : решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я- концепции.

Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на 4 категории: межличностное общения, поддержание здоровья ,развитие решение проблем и принятие решений.

Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, само -понимания, финансовой самозащиты, само- поддержки и концептуализации опыта [12, С.94]. В. Сороченко в статье «Всё, что нужно знать о психологических тренингах» называет следующие:

Коммуникативные тренинги;

Тренинги личностного роста;

Бизнес - тренинги.

Задачей коммуникативных тренингов является постановка поведенческих навыков , т.е. обучение эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут преодолеть трудности общения в реальной жизни. Например, стеснительный человек, боящийся попросить повышения зарплаты, может закрепить необходимые навыки, много раз проигрывая эту ситуацию с другими членами тренинговой группы. Или если один из участников испытывает трудности в собеседовании при приеме на работу, то тренер может исполнить роль гипотетического интервьюера.

На таких тренингах участники практикуются в решении сложных проблем, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга пробуют налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне, а также вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.).


Психосоматические расстройства у подростков
Проблема психосоматического здоровья составляет значительную часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований в рамках так называемой психосоматической медицины, ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости населения. Двумя основными группами психосоматических расстройств явля ...

Взаимодействие типа темперамента и социометрического статуса в группе. Выявление типа темперамента
Тип темперамента исследовался при помощи теста-опросника Айзенка. (см. приложение 1). Опросник составлен английскими психологами Айзенком в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Оба эти ...

Роль психолога и способы разрешения конфликтов в группе
Авторы выделяют пять стратегий выхода из конфликта, т.е. основной линии поведения оппонента на его заключительном этапе: соперничество (конкуренция), компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление Рис.1 Основные стратегии выхода из конфликта Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя ре ...