Различные подходы и классификации социально - психологических тренингов

Статьи по психологии » Теоретические основы и типология тренингов » Различные подходы и классификации социально - психологических тренингов

В связи с таким многообразием всевозможных формулировок тренинга, существует и ряд их классификаций, которые зачастую очень сильно разнятся между собой.

Например, классификация разновидностей Т-групп:

Общее развитие индивидуума;

Формирование и исследование межличностных отношений

Улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптимизации трудовых отношений; [7, С.20–21]. www.transportgood.ru

Или классификация, представленная в книге В.Ю. Большакова: «Существует масса разновидностей тренинга, наиболее известные из них:

Т-группы;

Перцептивный тренинг;

Поведенческий тренинг;

Ролевой тренинг;

Видеотренинг и т.п.» [2, С.10-11].

В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social / life skills training ), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В тренинге жизненных умений использовались 3 основных модели определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга:

Первая модель опирается на 7 категорий жизненных умений : решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я- концепции.

Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на 4 категории: межличностное общения, поддержание здоровья ,развитие решение проблем и принятие решений.

Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, само -понимания, финансовой самозащиты, само- поддержки и концептуализации опыта [12, С.94]. В. Сороченко в статье «Всё, что нужно знать о психологических тренингах» называет следующие:

Коммуникативные тренинги;

Тренинги личностного роста;

Бизнес - тренинги.

Задачей коммуникативных тренингов является постановка поведенческих навыков , т.е. обучение эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут преодолеть трудности общения в реальной жизни. Например, стеснительный человек, боящийся попросить повышения зарплаты, может закрепить необходимые навыки, много раз проигрывая эту ситуацию с другими членами тренинговой группы. Или если один из участников испытывает трудности в собеседовании при приеме на работу, то тренер может исполнить роль гипотетического интервьюера.

На таких тренингах участники практикуются в решении сложных проблем, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга пробуют налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне, а также вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.).


Коэффициент корреляции Пирсона
Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что, если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Поэтому он называется также коэффициентом линейной корреляции Пирсона. Если же связь между переменными X и Y не линейна, то Пирсон предложил для оценки тес ...

Экспериментальное исследование сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Задачи и методика эксперимента
Основной задачей данного исследования являлось изучение актуально­го уровня развития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной ин­теллектуальной недостаточностью и создание на этой основе методической системы сенсорного воспитания. Для достижения этой цели предпо­лагалось решить ряд задач. Во-первых, получить возможно более полную ...

Развод как социально-психологическое явление
Проблема развода находится в связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то соврем ...