Сущность и развитие межличностных отношений в группах
Страница 2

Статьи по психологии » Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте » Сущность и развитие межличностных отношений в группах

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. Как согласовать сложную динамику и ситуативную изменчивость внутригрупповых отношений с относительной личностной устойчивостью?

Это можно сделать, предположив зависимость межличностных отношений не только от включенных в них людей, но также и от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются и развиваются, т.е. встав на позиции интеракционизма в интерпретации поведения и отношений личности. Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы.

Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива и чем ближе она находится к корпорации (так называют группу, в которой складываются отношения, противоположные коллективистским), тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.

Страницы: 1 2 


Описание методов исследования
При проведении исследования использовались следующие методики: 1. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (форма С, 105 вопросов). Она используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Кеттелл называет конституц ...

Социометрический метод
Одним из распространенных методов вскрывающих групповые межличностные отношения, является социометрический метод, предложенный американским психиатром Дж. Морено. Структура группы, выявленная с помощью этого метода, получила название социометрической структуры. Благодаря быстроте экспериментной процедуры и относительной легкости количес ...

Связь внимания с сознанием и деятельностью
Внимание - психофизиологический процесс, который обеспечивает эффективность протекания всех психич. пр-сов; это психич. состояние, хар-зующее динамические особенности познавательной деятельности. Рубинштейн: «Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на о ...