Взаимодействие как
вид межличностных отношений. Межличностное взаимодействие и его типыСтраница 2
Сотрудничество - партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.
Противоборство - партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.
Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его.
Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним. Учитель, стремясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия: то опоздал, то приболел и т. д.
Еще один тип взаимодействия получил название “контрастное взаимодействие”. С ним мы сталкиваемся, когда врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем или, еще хуже, выбрасываем его. Таким образом, получается противоречие - один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует. Иногда встречается компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.
Человеческое взаимодействие очень разнообразно. Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия хотя и предполагает наличие промежуточных типов, но дает несколько упрощенную картину человеческого общения. Для решения задач исследований психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут быть использованы в качестве единиц наблюдения.
Ученый исходил из того, что любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех областей, фиксирующих ее проявления в области позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки проблем и решения этих проблем. В каждой из этих областей им выделялись три типа поведения. Например, в первой области он отмечал солидарность, снятие напряжения, согласие (см. табл. 1).
Таблица 1 - Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления (по Р. Бейлзу)
Области взаимодействия |
Основные поведенческие проявления |
Позитивные эмоции |
Выражение солидарности. Снятие напряжения. Выражение согласия |
Решение проблем |
Предложения, указания. Выражение мнений. Выдача ориентаций |
Постановка проблем |
Просьбы об информации. Просьбы высказать мнение. Просьбы об указаниях |
Негативные эмоции |
Выражение несогласия. Создание напряжённости. Демонстрация антагонизма |
Несмотря на целостность, система не лишена недостатков. Сюда относят недооценку содержательных моментов взаимодействия (по поводу чего происходит взаимодействие). Подобная система категорий фиксирует лишь форму взаимодействии.
Помощь
при депрессиях
Современный подход к лечению депрессий предполагает комбинацию различных методов - биологической терапии (медикаментозной и не медикаментозной) и психотерапии. ...
Соотношение личностного и деятельностного подходов в психологии
Для психологии эта категория имеет более широкое и фундаментальное значение, т.к. жизненный путь л-ти связан с деят-тью, в ней формируются профессионально-личностные особенности ч-ка. В Т-ях психологии, науки выделились отрасли, к-ые изучают психологическую специфику Д.-ти в данном виде труда:
педагогическая, операционная, инженерная, ...
Основная часть
Убеждением называется метод воздействия на сознание личности через её собственное мышление. В результате чего он сам приходит к выводу, мнению о том, что поступок, который вы от него требуете необходим. То есть человеку, до которого доведена некая информация, прямо или косвенно предлагается:
- осмыслить её;
- критично подойдя к ней, ...