Взаимодействие как
вид межличностных отношений. Межличностное взаимодействие и его типыСтраница 2
Сотрудничество - партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.
Противоборство - партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.
Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его.
Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним. Учитель, стремясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия: то опоздал, то приболел и т. д.
Еще один тип взаимодействия получил название “контрастное взаимодействие”. С ним мы сталкиваемся, когда врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем или, еще хуже, выбрасываем его. Таким образом, получается противоречие - один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует. Иногда встречается компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.
Человеческое взаимодействие очень разнообразно. Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия хотя и предполагает наличие промежуточных типов, но дает несколько упрощенную картину человеческого общения. Для решения задач исследований психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут быть использованы в качестве единиц наблюдения.
Ученый исходил из того, что любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех областей, фиксирующих ее проявления в области позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки проблем и решения этих проблем. В каждой из этих областей им выделялись три типа поведения. Например, в первой области он отмечал солидарность, снятие напряжения, согласие (см. табл. 1).
Таблица 1 - Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления (по Р. Бейлзу)
Области взаимодействия |
Основные поведенческие проявления |
Позитивные эмоции |
Выражение солидарности. Снятие напряжения. Выражение согласия |
Решение проблем |
Предложения, указания. Выражение мнений. Выдача ориентаций |
Постановка проблем |
Просьбы об информации. Просьбы высказать мнение. Просьбы об указаниях |
Негативные эмоции |
Выражение несогласия. Создание напряжённости. Демонстрация антагонизма |
Несмотря на целостность, система не лишена недостатков. Сюда относят недооценку содержательных моментов взаимодействия (по поводу чего происходит взаимодействие). Подобная система категорий фиксирует лишь форму взаимодействии.
Выводы
1. Профессиональное самоопределение является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов и имеющим разветвленную структуру. В процессе профессиональной переориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует их в совместной деятельности путем усвоения специ ...
Рекомендации психологу по проведению коррекционных и профилактических работ
с подростками разведенных родителей
По результатам данного исследования были выделены следующие особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях (фактор – развод родителей):
1. По оценке большинства подростков, воспитывающихся в разведенных семьях, со стороны родителей наблюдается высокая выраженность таких показателей родительского отношения, как директивность ...
Особенности личностного развития подростка и характеристика основных
проблем. Общая характеристика подросткового возраста.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психологического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начин ...