Коррекция нарушений в развитии подростка. Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе.
Страница 4

Статьи по психологии » Склонность к употреблению психически активных веществ как проблема личностного развития современного подростка » Коррекция нарушений в развитии подростка. Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе.

ü контрастность – от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;

ü требовательного доверия – подчеркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

ü поощрения – похвала – поддержка, похвала – побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Сущность профилактической работы с несовершеннолетними.

Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют биологические факторы, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова. Если врожденные качества личности, ее индивидуальные свойства выступают как предпосылки формирования личности, то социальные факторы играют решающую роль в освоении индивидом социального опыта, врастании его «в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), в адаптации в социокультурной среде. Среди социальных факторов ведущими являются родительская семья, детские разновозрастные коллективы, группы свободного общения.

Показателем социальной зрелости индивида служит его готовность быть активным членом общества, выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме.

Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации, т.е. неадекватности поведения подростков наормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития.

Вместе с тем с социальной дезадаптацией происходит и процесс десоциализации – отчуждения индивида от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются носителями норм морали и права [6].

Поэтому перед педагогами, воспитателями, родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро- и микросреды, способствующего формированию и развитию отклоняющегося поведения.

Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть, а тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничит отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы).

Страницы: 1 2 3 4 5


Состояние и перспективы военной психологии
Состояние военной психологии - это отражение развития науки к моменту ее анализа и оценки. Оно оценивается по трем показателям: наличие социального заказа на развитие психологии в конкретной отрасли; заказ войсковой практики на психологическую науку; уровень развития психологической науки. Таким образом, военно-психологическая наука в ...

Формирование психологического знания во второй половине XIX века
Середина XIX века - период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ...

Методики исследования межличностных отношений в группе
Основной путь исследования межличностных отношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы. Задача изучения межличностных отношений возникает при работе с каждым коллективом, в том числе и со школьным классом, где повседневно со ...