Коррекция нарушений в развитии подростка. Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе.
Страница 2

Статьи по психологии » Склонность к употреблению психически активных веществ как проблема личностного развития современного подростка » Коррекция нарушений в развитии подростка. Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

· Методы разрешения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;

· Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

o объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

o переориентировки самосознания;

o переубеждения;

o прогнозирования отрицательного поведения;

· Методы перестройки жизненного опыта:

o предписания;

o ограничения;

o переучивания;

o переключения;

o регламентации образа жизни;

· Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

o поощрения и наказания;

o соревнования;

o положительной перспективы.

Охарактеризуем метод «реконструкции» характера подростка,где коррекционный аспект проявляется наиболее ярко. Нельзя вместе с ликвидацией отрицательных черт личности разрушать положительное в ней, поэтому при достаточном уровне общего развития ребенка целесообразно частное изменение его личности, т.е. реконструкция, перестройка характера. Метод включает в себя несколько элементов педагогической деятельности:

ü выявление положительных качеств воспитанника, которые надо использовать в процессе перестройки характера, в первую очередь развивая и углубляя их;

ü прогнозирование положительного развития личности воспитанника на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни;

ü восстановление положительных качеств, привычек, здоровых потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами;

ü видоизменение отрицательных свойств, которые школьник считает положительными, от которых не хочет отказываться;

ü переоценка отрицательных свойств, нетерпимое отношение к ним;

ü восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные свойства, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми [8].

В методе реконструкции особое внимание уделяется нахождению в нравственном облике школьника точки опоры, которая может стать исходным направлением изменения, переориентации и в конечном итоге реабилитации личности несовершеннолетнего.

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков (Э.Ш. Натанзон).

Созидающие приемы:

ü способствующие повышению успеваемости школьника (организация успехов в учении, ожидание лучших результатов);

ü строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника (опосредование, «фланговый» подход; активизация сокровенных чувств воспитанника);

ü содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, устанавливающие душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; поручительство).

Тормозящие приемы:

ü в которых открыто проявляется власть педагога (осуждение; наказание; приказание; выявление виновного);

Страницы: 1 2 3 4 5


Теория и практика социальной психологии.
Gergen, K. J. Social Psychology as History (Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 26, No. 2, 309-320) Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих зако ...

Эволюция психических особенностей человека
По мере снижения действия естественного отбора возрастало количество особей с самыми разнообразными вариантами нервной системы: от «традиционно» сильных, жестких до слабых, тонких, «чутких». Общим же недостатком была сильная инертность нервных процессов, медлительность в переходах от активности к торможению и наоборот. В противоположнос ...

Определение понятия «граффити»
Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частн ...