Учение о мотивации
Страница 1

Так как работа направлена на изучение мотивации, то необходимо дать основные понятия, касающиеся учения о мотивации.

Мотивации (франц. motivation побуждение, влечение) – эмоционально окрашенные стремления животных и человека к удовлетворению основных биологических (и социальных) потребностей. Мотивации включены в центральные механизмы саморегуляции физиологических функций, благодаря которым организм достигает приспособительных результатов, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность. Каждая мотивация строится по доминантному принципу, в соответствии с которым в первую очередь удовлетворяется ведущая доминирующая мотивация, имеющая в данный момент наибольшее для организма значение. www.mixedbanks.ru

Субъективно мотивации имеют эмоциональную окраску, как правило, неприятного характера, а их удовлетворение сопровождается положительными эмоциями.

Проблема мотивации помимо чисто научного интереса имеет еще и практическую направленность, т.к. тесно связана с вопросами клинической практики и педагогики. В частности, при формировании социальных мотиваций в процессе развития личности ребенка знание особенностей их возникновения, а также соотношения с врожденными позволяет своевременно корригировать появление расстройств мотивации и нарушений в эмоциональной сфере ребенка.

Для наглядности приводится схема, взятая из статьи «Мотивации» Большой Советской энциклопедии [2] (рис. 1).

Рис. 1. Схема, показывающая место мотивации в структуре целостного поведенческого акта. Сплошные стрелки – активирующие влияния; пунктир тормозящее влияние

Понятие мотивации отличается от родственного понятия мотив.

Мотивы в психологии – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин «мотивы» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К мотивам относятся потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Мотивы могут находиться в различных отношениях между собой и наличными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действии и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется также тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путём указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их.

Развитие мотивов находит своё выражение не только в их обогащении, но и в установлении определённой иерархии мотивов – в выделении главных жизненных мотивов личности. При этом мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным мотивам, так что при определённых условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений [2].

Интересно рассмотреть противоречия мотивов с точки зрения конфликтологии на уровне внутриличностного конфликта. В общей форме внутриличностный конфликт – состояние внутренней структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них. [4, с. 142].

Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды:

Страницы: 1 2


Развивающие игры по вниманию
Игры, приведенные в этом разделе, направлены на развитие внимания у детей. Также надо учитывать возраст ребенка: детям 3-4 лет – обычно могут заниматься 14 – 20 минут, дошкольники 5-6 лет – могут заниматься около получаса, школьники – 45. Летела корова. Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ла ...

Методика определения школьной зрелости Я. Йирасека
Форма проведения: индивидуальная в форме беседы. Цель: диагностика интеллектуального компонента школьной готовности (общей осведомленности). Методика представляет собой опросник из 20 вопросов, направленных на исследование общей осведомленности ребенка. Результаты представлены в таблицах №5 и №6 Приложения . 2.3 Анализ и обсуждение ...

Профессионально-этические нормы в психодиагностике
Любое ПД-кое обследование может существенно повлиять на судьбу чела. Поэтому ПД регламентируется как общим проф-но-этическим кодексом, так и спец. разработанными проф-но-этическими стандартами в области тестирования и ПД. Любой член у-кого об-ва должен строго соблюдать кодекс и стандарты. Или же он м. б. исключен из у-кого об-ва и лишен ...