Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом
Страница 3

Статьи по психологии » Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ (специальное дошкольное учреждение) » Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом

В целом ряде работ отмечается смещение системы потребностей: сла­бость потребностей более высокого уровня - познавательной и др. Сниженная активность, моторная недостаточность и черезмерная опека родителей - все это приводит к нарушениям в овладении пред­метным действием. Освоение предметных действий у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью затруднено. Одной из причин этого является крайняя бедность чувственной информации, служащей базой для умственного развития. Имея сохранные анализаторы, основная масса детей не умеет ими пользоваться.

В работах, посвященных изучению особенностей сенсорно-перцеп­тивного развития детей с выраженной интеллектуальной недостаточ­ностью, отмечается относительная их способность к соотнесению основ­ных цветов спектра, различению основных геометрических форм, диф­ференциации предметов по величине (Еремина А.А., Цикото Г.В., Радышева И.Г.). Вместе с тем исследователи выявили качественное своеобразие этого процесса у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Исследования Цикото Г.В. показали способность умственно отсталых детей различать цвета при небольшом количестве предметов (имея перед собой 2-6 предметов двух цветов, дети способны отдифференцировать даже сходные цветовые оттенки). Основные ошибки, заключает автор, связаны с неумением переработать получаемую информацию: глобальное, не-расчлененное восприятие, отсутствие анализа и сравнения приводит к за­труднениям восприятия не только усложненного, но и простого материала.

Однако и при выраженной интеллектуальной недостаточности возможна ориентировка. Изучение формирования у этой категории детей наглядно-конструктивных операций, проведенное А.В.Бабушкиной, пока­зало возможность принятия помощи детьми в ситуации, когда не предъя­вляются требования к быстроте и самостоятельности на первых этапах де­ятельности (8).

Имеющиеся в литературе данные о развитии сенсорной сферы детей с глубоким нарушением интеллекта младшего возраста весьма бедны. Одной из наиболее разработанных проблем в современных медико-биологических и психолого-педагогических исследованиях аномального развития за рубе­жом является проблема сенсорно-перцептивного развития и социальной помощи детям с болезнью Дауна[10]. Наряду с констатацией нарушений зрительного анализатора (косоглазия, снижение остроты зрения и т.п.) выдвинуты предположения о том, что решающую роль в нарушениях вос­приятия играет нарушение перцептивной деятельности, то есть деятельно­сти, направленной на извлечение сенсорной информации о мире. Так, исследования результатов зри­тельного и осязательного восприятия формы предмета, проведенное ука­занными авторами, показали недостаточность тактильного восприятия у детей с болезнью Дауна.

В данных исследованиях не указаны способы опе­рирования ребенка с объектами, хотя в работах Дэвидсона, З.М.Богуславской и др. определено, что успешность выпол­нения заданий на идентификацию форм зависит не только от сложности предъявляемого стимула, но и от владения способами обследования пред­мета. Попытка сопоставить результаты зрительного и осязательного вос­приятия была предпринята Ф.Анвар. Лучшие результаты

были получены при осязательном восприятии. Однако анализ методики проведения эксперимента, выполненный Б.Стрэтфордом и Д.Лейн, пока­зал, что Ф.Анвар сама укладывала пальцы детей, чем облегчала получение информации.

Выявлена тенденция в предпочтении зрительных стимулов (геомет­рических фигур) детьми раннего возраста с болезнью Дауна. Так, показано, что младенцы-Дауны фиксируют свое внимание лишь на отдельных особенностях зрительно воспринимаемого объекта, а нормально развивающиеся дети того же возраста улавливают большее количество таких особенностей. Кроме того, установлено предпочтение простых стимулов и избегание сложных изобразительных конфигураций, причем такое предпочтение сохраняется у данной категории детей и в более поздних возрастах.

Таким образом, исследования показывают, что у детей раннего и до­школьного возраста с нормальным и нарушенным интеллектом имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако уста­новлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Кроме приспо­собления деятельности анализаторов к особенностям окружающего мира необходимо специальное обучение - целенаправленный процесс сенсорного воспитания как в норме, так и при нарушениях интеллектуального развития.

Первым педагогическим произведением, в котором дана оценка роли чув­ственного опыта в развитии и воспитании ребенка, по мнению исследователей истории педагогики, явилась «Материнская школа» Яна Амоса Каменского, в которой противопоставлено «действенное» воспитание словесному и учиты­вается необходимость организации восприятия детьми явлений внешнего мира посредством всех органов чувств. Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в его работе «Мир чувственных вещей в картинках».

Страницы: 1 2 3 4


Развивающая программа для детей юношеского возраста
Исходя из всего выше перечисленного можно предложить провести развивающую программу, которая будет направлена на снижение агрессивности и повышение самооценки (приложение №14). Данная программа будет представлена в виде комплекса тренинговых упражнений. Цель данной программы – работа с юношами по снижению агрессивности и повышению сам ...

Историко-культурологический аспект
Историко-культурологические исследования показывают, что свойства алкоголя и наркотиков были известны людям еще с древнейших времен и использовались для усиления эффекта изменения сознания при богослужениях. В литературных источниках, датируемых V веком до н.э., есть упоминание о том, что скифы сыпали коноплю на раскаленные камни с цел ...

Задание №5
В эксперименте по исследованию интермодального переноса получено, что в одной группе испытуемых (14 человек) более эффективным оказалось тактильное ознакомление с последующим зрительным узнаванием (8 человек из 14), тогда как во второй группе (10 человек) только для троих испытуемых этот вид переноса образа был эффективнее, чем перенос ...