Взаимоотношения личности и группы и социально-психологические феномены поведения личности в группе
Страница 1

Статьи по психологии » Комплексный анализ личности в управлении » Взаимоотношения личности и группы и социально-психологические феномены поведения личности в группе

Взаимоотношения личности и группы представляются довольно сложными. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус в группе, так и состав, характер деятельности и уровень организации группы и других более широких социальных объединений.

Основной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. Целью такого воздействия является изменение поведения партнеров по общению. Конкретно формы воздействия на личность связаны с уровнем организации, содержанием деятельности и величиной группы, соотношением ее формальной и неформальной структур. Возможны такие ситуации, когда взаимодействие осуществляется в случайно возникающих, стихийно сложившихся группах, не связанных содержательной совместной деятельностью. Причем это, как правило, не микрогруппы, диады и триады, а более многочисленные объединения с неустойчивыми отношениями, которые возникают на короткий срок часто по случайному поводу.

Воздействие (давление) оказывает существенное влияние на поведение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения. К таким феноменам относятся различные проявления активности личности в группе. Установки личности - это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана в психологической школе Н.Д. Узнадзе, где впервые были экспериментально выявлены феномены когнитивных и практических установок. Установка - это неосознаваемое личностное состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть осуществлена та или иная потребность. В результате повторения "установочных ситуаций" у субъекта постепенно складывается "ряд фиксированных установок", которые незаметно для самого человека определяют его жизненную позицию в восприятии окружающей реальности. В социальной практике психологи выделяют формы поведения, в которых проявляются фиксированные установки личности на восприятие людей и событий. Например, установка на необходимость выполнения приказов руководителя вызывает готовность к выполнению любых распоряжений без критической оценки его как личности. Присматриваясь к личностным качествам людей, мы стараемся понять, что они собою представляют, можно ли им доверять и т.п. И тут часто идут в ход сложившиеся установки, социальные стереотипы, житейские представления, сформировавшиеся у каждого человека, а также уровень психологической культуры в умении воспринимать и критически оценивать других людей. Примером социального установочного стереотипа может служить следующий пример: многие люди считают, что профессор всегда рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда весел, остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви. Установка на отношение к спортсменам выражена в поговорке: "Сила есть, ума не надо". Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека[7]: - позитивная установка побуждает нас переоценивать положительные качества и игнорировать слабые качества человека, т.е. мы даем человеку большой аванс, проявляющийся в неосознанной доверчивости; - негативная установка приводит к тому, что мы воспринимаем только отрицательные качества другого человека, выражая к нему недоверчивость, подозрительность; - адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки; главное - как они сбалансированы и как оцениваются другим человеком. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Вот примеры некоторых искажений. "Эффект ореола" - влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если у сотрудников или руководителя группы сложилось положительное мнение о человеке, то его плохой поступок воспринимается как случайность. И как случайность воспринимается хороший поступок человека, которого все считают плохим. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в конкретной группе, поскольку хорошее не замечается, а недостатки утрируются. "Эффект последовательности". На суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения о нем, предъявляемые в первую очередь. Обычно недоброжелатель, желающий навредить человеку, спешит сообщить о нем что-то порочащее новому начальнику. На таком установочном фоне человеку трудно оправдаться и что-то доказывать. И пройдет немало времени, пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто. "Эффект авансирования" - это когда человеку приписывают несуществующие достоинства, а затем разочаровываются, сталкиваясь с его поведением, которое неадекватно сложившемуся о нем положительному представлению. "Эффект проецирования на людей собственных качеств" вызывает установку на ожидание соответствующего поведения. Этот эффект очень часто проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека.Д. Карнеги обращает внимание на формирование умения взглянуть на происходящее глазами другого человека, а не по обычной схеме: "Я бы так не поступил". Конечно, холерик не будет вести себя как флегматик, поэтому и не следует этого ждать от него.

Страницы: 1 2 3


Эмоц. состояния: тревожность, фрустрация, стресс, аффект
Эмоции - особый класс субъективных пс. состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний (ощущений приятного или неприятного) отношение ч-ка к миру и людям, к процессу и рез-ту его практич. д-ти. К классу эмоций относятся настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния ч-ка. ...

Потребности, как источник активности. Основные виды потребностей
Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит в не его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. П – исходная форма активности живых организмов. биологические П (в пище, воде, кислороде) явл легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, т к они ...

Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непросредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Рубинштейн: «Восприятие явл. чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств». Основные свойст ...