Взаимоотношения личности и группы и социально-психологические феномены поведения личности в группе
Страница 2

Статьи по психологии » Комплексный анализ личности в управлении » Взаимоотношения личности и группы и социально-психологические феномены поведения личности в группе

В качестве особого вида установки выделяют явление аттракции.

Аттракция - вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент привлекательности данного человека для других. На проявление аттракции влияют такие обстоятельства, как сходство характеристик партнеров по общению, близость, частота встреч, взаимопомощь и возникающие на этой почве положительные эмоциональные отношения. Поэтому аттракцию можно рассматривать как функцию эмоциональной регуляции межличностных отношений в группах, в которых аффективная сторона межличностных оценок значительно преобладает над рациональной ее стороной.

Конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сходный) - это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Понятие конформизма близко к принятому в нашей общественной психологии понятию внушаемости. Люди по-разному поддаются этому внушению или вообще не поддаются ему в силу присущей им степени внушаемости, конформности. От внушаемости как формы непроизвольного и некритического принятия чужого нения конформизм отличается тем, что наряду с неосознанным подражанием может иметь и произвольные его формы. Различают три типа конформизма.

I тип - это личная стихийная форма конформизма, который осуществляется по схеме "Майский жук - Дюймовочка", описанной в сказке X. Андерсена. Как известно, Майский жук искренне верил, что Дюймовочка очень красива, и влюбился в нее, но под влиянием своих собратьев-жуков он в ней разочаровался, ибо жуки сочли, что она некрасива, поскольку не похожа на личинку. В этом случае индивид проявляет внутреннее и внешнее согласие с группой без переживания какого-либо конфликта.

II тип - защитный конформизм. В этом случае человек, примыкая к группе, ищет защиту от неприятностей, грозящих ему вне группы, стихийно стремится к поддержке со стороны большинства.

III тип - условный, чисто внешний сознательный конформизм, осуществляющийся по схеме "Новое платье короля". В этом случае субъект соглашается с группой, большинством, хотя на самом деле думает иначе. Он может демонстративно подчиняться навязываемому мнению группы, чтобы заслужить одобрение или избежать порицания со стороны других входящих в группу лиц, успешнее сделать карьеру и т.п. Экспериментально конформизм изучается "методом подставных групп", который заключается в том, что специально собранная группа "давит" на отдельного индивида, побуждая его изменить свое первоначальное мнение. По скорости подчинения такому влиянию определяется уровень конформизма личности. Степень конформизма зависит от ряда факторов, к которым относятся: возраст - дети и подростки более конформны, чем взрослые; пол - женщины более конформны, чем мужчины; профессия - среди мужчин более конформны армейские офицеры и менее конформны технические специалисты. Противоположное конформизму свойство - негативизм (нонконформизм) (от лат. negatio - отрицание), т.е. немотивированное поведение субъекта, противостоящее требованиям и ожиданиям других людей и социальных групп. Негативизм может проявляться как ситуативная реакция (у детей и подростков) и как черта характера личности. Это свойство может быть следствием потребности субъекта в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм обучения, на протест против традиций данной группы или утверждений конкретной личности. Крайним проявлением негативизма является упрямство, конфликтность личности. Ригидность (от лат. rigidus - жесткий, твердый) - это затрудненность, а иногда и невозможность изменения субъектом ранее намеченных программ деятельности в условиях, объективно требующих определенных изменений. Различают несколько видов ригидности. Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятий, представлений, эталонов памяти в изменившейся ситуации. Аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных реакций на изменяющиеся объекты этих эмоций. Мотивационная ригидность проявляется в малоподвижной перестройке системы мотивов деятельности в новых обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Уровень ригидности субъекта обусловлен взаимодействием его личностных свойств и особенностей групповых воздействий, включая степень сложности возникающих задач, их привлекательности для него, наличием опасности, монотонной деятельности и т.п. В отличие от конформизма и негативизма как неосознанных стихийных проявлений личности в отношении к группе, существует общепризнанное в нашей отечественной психологии явление коллективизма.

Страницы: 1 2 3


Введение.
О личности испанского врача эпохи возрождения, Хуана Уарте, известно не так уж много. Точная дата его рождения не уста­новлена, по всей вероятности это было в 1529 году. До недавнего времени считали, что Уарте учился в университете Уэска. Однако последующие исследования показали, что он учился в Баэсском университете, а медицину изучал ...

Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции
Мышление – наиболее сложный обобщенный психический процесс, отражениея внутренних логических взаимодействий предметов и явлений. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Поняти ...

Использование компьютерных средств в коррекции нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста. Использование компьютерных технологий в образовании
Применяемая в школах классическая классно-урочная система, по-прежнему оставаясь наиболее популярной формой обучения, мало считается с различиями в способностях детей, необходимостью их поддержки и развития. Поэтому в ее рамках, в частности, для начальной школы, усилиями педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.В. Давыдов ...