Нарушения в развитии личности и поведении подростка.
Страница 1

Само слово «злоупотребление» означает, что это «употребление во зло», то есть причиняющее вред. Частые приемы больших количеств спиртного сказываются и на здоровье пьющего подростка, и на его физическом и психическом развитии, и на его учении, и на отношениях с родителями и учителями.

Современных подростков, не употребляющих спиртного, во много раз меньше, чем тех кто его употребляет, а некоторые пьют регулярно. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Есть даже 8-10-летние дети со сформированным алкоголизмом.

По данным исследования, проведенного в Петрозаводске в 1998 году, периодически употребляют алкоголь среди учащихся 8-х классов – 49 %, 9-х классов – 53 %, 10-х классов – 79 %, 11-х классов – 89 %. Среди старшеклассников считают возможным употреблять алкоголь по выходным от 19 до 39 %, по праздникам – от 76 до 93 %, за компанию – от 22 до 61 %[10].

Не следует думать, что употребление алкоголем только дети алкоголиков, что подросток из благополучной семьи, где родители не подают ему дурного примера, никогда не заболеет алкоголизмом. Учащиеся большую часть своего свободного времени проводят вне контроля взрослых – на улице, со сверстниками. Маленькие дети бессознательно подражают родителям, а в подростковом возрасте авторитет родителей уже утрачивает свое прежнее значение и доминирует авторитет сверстников и групповых норм поведения в подростковой компании. А там свои законы, о которых ни педагоги, ни родители часто не подозревают[9].

Между бытовым пьянством и алкоголизмом есть очень большая разница.

Злоупотребление алкоголем (бытовое пьянство) – это чрезмерное употребление спиртных напитков, чаще всего ситуационное, традиционное или основанное на неверных представлениях. Спиртные напитки употребляются с разной частотой и в разных количествах – в виде систематического приема небольших доз или несистематического приема больших количеств. При этом отсутствует тяга к алкоголю, поиски поводов для выпивки и какие-либо иные признаки.

Бытовое пьянство – не болезнь. Наркологического лечения оно не требует, и человек может по собственной воле прекратить употребление алкоголя или значительно уменьшить его, не испытывая никаких неприятных ощущений от воздержания.

А алкоголизм – это уже качественно иное состояние. Во-первых, это не дурная привычка, а болезнь, требующая лечения. Во-вторых, в отличие от бытового пьянства, больной алкоголизмом не может не только самостоятельно прекратить потребление спиртного, Нои произвольно регулировать его количества. В-третьих, в организме больного алкоголизмом происходят такие изменения, что при воздержании от алкоголя организм «бунтует», требуя продолжения приема спиртного. В-четвертых, бытовое пьянство не обладает прогредиентностью (т.е. не прогрессирует) и может наблюдаться на протяжении всей жизни человека, а количество потребляемого спиртного может оставаться неизменным или увеличиваться (но до определенных пределов).

Алкоголизм – это прогрессирующее заболевание, и если уже возникли первые симптомы, то болезнь будет неуклонно развиваться и неизбежно возникнут остальные клинические проявления, деградация личности и все типичные последствия. Исход нелеченного алкоголизма закономерен и неминуем.

Поэтому так важно знать, чем отличается алкоголизм от бытового пьянства для всех людей, кого волнует эта проблема[4].

Поскольку алкоголизм никогда не возникает внезапно, а формируется постепенно и вырастает именно из бытового пьянства, наркологи расценивают злоупотребление алкоголем как предболезнь, преддверие алкоголизма, т.е. алкоголизма еще нет, но он неминуемо сформируется, если пьянство будет продолжаться, а тем более утяжеляться.

У большинства подростков в этом возрасте появляются определенные интересы – кто-то увлекается спортом, у других есть хобби. А у примитивных ребят с ограниченными интересами пустота заполняется частыми выпивками. Организация выпивки, сама выпивка и разговоры о ней занимают свободное время, и подросток вроде бы при деле – у него есть постоянный круг общения, есть с кем поговорить и где развлечься. Он может и сам не заметить, как втянулся в пьянство [10].

Страницы: 1 2 3 4 5


Социальное взаимодействие в повседневной жизни
Реальность повседневной жизни я разделяю с другими людьми. Но как эти другие воспринимаются в повседневной жизни? Опять-таки можно различать несколько способов такого восприятия. Наиболее важно восприятие других людей в ситуации лицом-к-лицу, которая представляет собой прототип социального взаимодействия. Все другие случаи — отклонения ...

Знания и свобода поведения
В психологии принято, что ученый не сообщает своих теоретических предпосылок субъекту до или в ходе исследования. Исследование Rosenthal (1966) показало, что самые легчайшие намеки относительно ожиданий экспериментатора могут изменить поведение субъекта. Поэтому в соответствии с научными стандартами для проведения исследований нам требу ...

Социальный интерес
Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, ...