Особенности диагностического исследования проективными методиками детей с нарушениями в развитии
При использовании в диагностики теста цветовых выборов Люшера по результатам тестирования можно установить основной способ действия, цель, к которой стремится испытуемый, незадействованные особенности его личности, подавленные потребности, актуальные проблемы и ряд других показателей, характеризующих его личность. Однако при обследовании некоторых категорий детей с отклонениями в развитии к интерпретации результатов рисуночных методик следует подходить с осторожностью. Например, дети с нарушением манипулятивных функций, с нарушениями зрительного восприятия, с пространственными нарушениями часто рисуют деформированные фигуры, «теряют» мелкие детали; изображение деталей лица диспропорционально. При выраженных нарушениях схемы тела, например при детском церебральном параличе, детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу (например, конечности размещены с одной стороны), а при нарушении ориентировки в плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правом нижнем.
Все эти особенности выполнения заданий связаны с нарушениями высших психических функций из-за органического поражения мозга или анализаторов, а не с нарушениями личности. В этих случаях проективная значимость исследования практически отсутствует.
В других же случаях результаты рисуночных тестов могут быть очень информативными. Так, девочка с моторной алалией нарисовала членов своей семьи без каких-либо особенностей, а себя — безо рта; девушка с ампутированной ногой изображала людей летящими в длинных одеждах, скрывающих ноги.
Таким образом, при обследовании детей с нарушениями развития очень важно учитывать такие показатели, как уровень сформированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.
Все описанные методики подтвердили свою диагностическую эффективность в практике, но при обследовании детей, лиц с сенсорными и речевыми дефектами, умственно отсталых любого возраста сфера их использования ограниченна. Например, умственно отсталые не понимают многих ситуаций, изображенных на карточках ТАТ или Теста Розенцвейга, поэтому результаты обследования не раскрывают их личностных особенностей и скрытых переживаний, а указывают на низкий интеллектуальный уровень.
Особые проблемы возникают при попытках обследовать с помощью этих методик детей и подростков с недоразвитием речи, в том числе и вследствие нарушений слуха. Они чаще всего не способны дать связное развернутое описание стимульного материала, самостоятельно составить рассказ. В этих случаях лучше воспользоваться другими проективными методиками.
Например, школьники с легкой умственной отсталостью и учащиеся речевых школ, которые не могут справиться с ТАТ, способны завершить незавершенные предложения типа: «Мой отец .», «В детстве меня .». Предложения предлагаются исходя из того, какие свойства личности хотят выявить при обследовании.
История социально–психологического тренинга. Различные
подходы к классификации социально–психологических тренингов. Из истории социально-психологического тренинга
Первые тренинговые группы («Т-группы», от англ. «Тгаining group») берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег.
Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно: в 1945 г. в Бетеле (США) создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области ...
Особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Р.Бернс, анализируя бол ...
Исследование лидерства у школьников. Исследование
методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)
Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»
№ исследуемого п/п
Сумма балов
Уровень выраженности лидерских способностей
1
26
2
2
28
2
3
26
2
4
31
2
5
36
3
6
27
2
7
24
1
8
29
...