Методика сенсорного воспитания в СДУ
Страница 2

В настоящее время в области психологии детского восприятия су­ществует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими для коррекционного обучения умственно отсталых дошколь­ников являются: создание условий, способствующих развитию у детей ши­рокой ориентировки в окружающем их предметном мире; формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы; своевременное и правильное сое­динение опыта со словом; формирование плана представлений (Гаври-лушкина О.П., Катаева А.А., Соколова Н.Д., Стребелева Е.А. и др.)

Ука­занные воспитательные задачи являются общими как для нормально раз­вивающихся, так и для умственно отсталых детей. Кроме того, Е.А.Стребелева, А.А.Катаева и др. выделяют специфические задачи сенсорного вос­питания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений сен­сорно-перцептивной сферы ребенка-олигофрена. К таким задачам отно­сятся: обеспечение возможно более раннего начала развития восприятия; ускорение темпа сенсорного развития, его интенсификация; преодоление отклонений в сенсорном развитии .

На решение этих задач направлена система сенсорного воспитания, ко­торая учитывает как особенности аномального развития так и то специфи­ческое, что несет в себе каждый вид детской деятельности для общего психического и сенсорного развития ребенка. Сенсорное воспитание осу­ществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным раз­витием - предметной, игровой, изобразительной (О.П.Гаврилушкина, А.А.Катаева, Е.А.Стребелева и др.).

В ходе специально организованных за­нятий проходит обучение умственно отсталых дошкольников выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения детьми перцептивных действий и сенсорных эталонов. Так, в ходе обучения конструктивной дея­тельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта О.П.Гав­рилушкина выдвигает задачу овладения способами и действиями воспри­ятия.

Программой воспитания и обучения умственно отсталых детей до­школьного возраста предусмотрены специальные упражнения, направлен­ные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, груп­пировать предметы и элементов строительных наборов по форме, вели­чине, расположению[14]. Особое внимание рекомендуется уделить обуче­нию умственно отсталых детей умению обследовать предмет, анализиро­вать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения явля­ются необходимым условием формирования ориентировочной фазы дея­тельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

В процессе формирования изобразительной деятельности детей до­школьного возраста с нарушением интеллекта в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, на­правленные на упражнение детей в восприятии различных свойств пред­метов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации. В процессе проведения занятий по предметному рисованию и лепке с натуры детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в ходе ко­торого происходит восприятие свойств предмета. Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя: целостное вос­приятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, рас­положения и относительной величины частей; повторное целостное вос­приятие предмета. Правильность восприятия формы предмета обеспечива­ется проведением индивидуальной работы по формированию моделиру­ющих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощу­пывание перед лепкой) на занятиях учителя-дефектолога (О.П.Гаврилушкина).

В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается не­обходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требова­ниями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта - пониманием жестовой инструкции, подражанием, ана­лизом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.

Страницы: 1 2 3


Профориентация как комплексная соц.-психологич. проблема.
Профориентация(ПО)- Не явл. сасостоят. науч. дисциплиной, явл. прикладной Д-тью. Это сис-ма гос. мероприятий: психологич., педагогич., юрид-их, экономич., политич., физиолог-их и мед-ых. Сис-ма мероприятий по ознакомлению с миром профессий, содействию в выборе профессии сообразно желанию, склонностям, интересам с учетом его спос-тей, во ...

Раскрытие темы когнитивных особенностей среднего возраста в литературе.
Когнитивное развитие - з акономерное, поступательное изменение в онтогенезе познавательных (интеллектуальных) способностей человека. В ряде психологических направлений чрезвычайная роль в развитии отводится интеллекту, поэтому человек в них предстает преимущественно как «человек познающий» (структурно-генетический подход, современная ко ...

Причины возникновения конфликтов
Причины конфликта раскрывают источники их возникнове­ния и предопределяют характер протекания, методы урегулиро­вания. Причины конфликта — это проблемы, явления, события, кото­рые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. На рис. 1 в П ...