Основные принципы и стили ведения
Страница 1

Чем же метод символдрамы отличается от психоанализа и других методов психотерапии, которые тоже опираются на использование представления образов? Что же особенного в символдраме, в чем ее суть? Создатель Кататимно-имагинативной терапии выделил тогда три главных основополагающих принципа, которые отличают символдраму от других направлений психотерапии. Это те «три кита», на которых стоит символдрама:

1 принцип управляемой регрессии;

2 эмоционально-корректирующее воздействие;

3 пациент представляет образы непосредственно в присутствии психотерапевта.

Принцип управляемой регрессии. Без регрессии невозможно проведение психотерапии по методу символдрамы. Именно погружение пациента в состояние регрессии отличает символдраму от поведенческой психотерапии, созданной на основе учения И.П. Павлова. Процесс научения может проходить без регрессии. Символдрама, в отличие от научения, – это процесс развития. Благодаря регрессии в состояние, которое человек переживал в прошлом, происходит своеобразная рефлексия прошлого. Человек вспоминает, анализирует, а если надо, то и исправляет в своем воображении то, что было в его жизни. По сути символдрама – это регрессия обратно в прошлое. Причем регрессия в символдраме управляемая. Это означает, что регрессивный процесс контролируется и направляется через постоянный диалог клиента и терапевта.

Эмоционально-корректирующее воздействие. Регрессия позволяет скорректировать травматические переживания прошлого. Пациент приобретает эмоционально-корректирующий новый опыт. Впервые этот феномен описал Франц Александер, немецкий психоаналитик, эмигрировавший подобно многим другим известным психоаналитикам из гитлеровской Германии в США.

Пациент представляет образы непосредственно в присутствии психотерапевта. Представление образов происходит при эмоциональном участии сидящего рядом психотерапевта, то есть образ возникает непосредственно в присутствии психотерапевта. И этим психотерапия по методу символдрамы отличается от других имагинативных техник, где тоже используется представление образов. Для сравнения: в методе активного воображения по К.Г. Юнгу, который он использовал как инструмент «продвинутого» этапа анализа, пациент представляет свой образ один без присутствия аналитика и лишь затем рассказывает ему о своем имагинативном переживании. На высшей ступени аутотренинга по Й. Шульцу, где тоже используются имагинации, пациент также сначала представляет образы молча и лишь затем рассказывает о них психотерапевту. Представление образов используется и в поведенческой психотерапии, где служит эффективным психотерапевтическим фактором. В символдраме создание образа происходит не только при непосредственном присутствии психотерапевта, но и в диалоге с ним.

Итак, далее, мы будем говорить о возможных стилях ведения в психотерапии. Поскольку есть определенный набор техник, "инструментов", вы можете выбирать, какие из них применять в терапии, и, таким образом, формировать разные стили ведения.

В символдраме существует много вариантов стиля ведения, которые зависят от индивидуальных особенностей терапевта, и очень важно, чтобы мы использовали себя позитивно и конструктивно. Прежде всего, мы должны быть честны, иначе мы слишком влияем на процесс символдрамы. Стиль, также, зависит от личности пациента и того, какие проблемы он предъявляет. Также, на разных этапах терапии мы выбираем разные техники. Даже в рамках одного сеанса терапевт может переключаться, важно чтобы он осознавал, когда, и какие именно техники он использует. Чтобы он пользовался всем этим намеренно и сознательно. Терапевту важно увидеть, например, что он слишком захвачен или удивлен. Арсенал методов должен быть как можно более широким и гибким.

Активный стиль ведения.

Этот стиль может ощущаться как поддержка пациента. Вы поощряете, помогаете, пациент чувствует, что терапевт вместе с ним, терапевт охраняет пациента, дает энергию и силу и уменьшает тревожность. Но, с другой стороны, активность терапевта может усилить сопротивление и тогда оно будет сфокусировано на терапевте, и пациент будет "сбегать" из образа. При этом, пациент может становиться пассивным и отказываться нести ответственность за то, что происходит в образе. Эта ошибка часто проявляется у начинающих терапевтов.

Страницы: 1 2 3


Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. « ...

Социометрический метод
Одним из распространенных методов вскрывающих групповые межличностные отношения, является социометрический метод, предложенный американским психиатром Дж. Морено. Структура группы, выявленная с помощью этого метода, получила название социометрической структуры. Благодаря быстроте экспериментной процедуры и относительной легкости количес ...

Развивающие игры по вниманию
Игры, приведенные в этом разделе, направлены на развитие внимания у детей. Также надо учитывать возраст ребенка: детям 3-4 лет – обычно могут заниматься 14 – 20 минут, дошкольники 5-6 лет – могут заниматься около получаса, школьники – 45. Летела корова. Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ла ...