Введение
В сорок-пятьдесят лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные психологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Оттого, в этом возрасте у многих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем.
В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65
лет, однако в работах различных авторов имеются существенные различия в делении начала и конца данного возраста. С чем это связано? Прежде всего, это объясняется значительным субъективизмом в отнесении и тому или иному возрасту, а это в свою очередь зависит уже как от биологических, так и от многих социальных факторов. Например, относится ли к среднему возрасту 40-летняя женщина, которая только что родила первого в своей жизни ребенка? Думает ли 40-летний мужчина, заочно обучающийся в высшем учебном заведении, о том, что возможность карьеры для него потеряна?
Таким образом, одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Между тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на логическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере. Что же меняется в когнитивной сфере человека, достигшего возраста 40-60 лет?
Возрастные изменения, которые можно наблюдать у людей 40-60 лет, выражаются, прежде всего, в снижении физических возможностей. Это, конечно, отражается на характеристиках психофизических функциях человека, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятельность его внутренних органов и систем.
Целью нашего исследования было выяснить, меняется ли уровень когнитивных возможностей в среднем возрасте и зависит ли степень этих изменений от каких-либо внешних и/или внутренних факторов. Как связано изменение когнитивной сферы с профессиональной деятельностью людей.
Исследуемые нами познавательные процессы (память, внимание, логическое мышление и интеллект) имеют первостепенную важность в деятельности с преобладанием умственного труда. Мы предположили, что ежедневная «тренировка» данных психических функций в течение длительного времени может к 40 – 50 годам привести к различиям в их уровне у людей «умственного» и «физического» труда.
Навыки и умения, необходимые руководителю для успешности делового общения.
Успех переговоров в целом во многом зависит от результатов таких предварительных контактов. Заслуживают внимания шесть основных правил налаживания отношений между партнерами на предварительных переговорах и рекомендации по их реализации, предлагаемые американскими специалистами. Эти правила, кстати, сохраняют свое значение и в ходе веде ...
Цели создания групп и взаимодействие между членами группы
Общая цель данной группы формируется на основе индивидуальных целей, которые регулируются на начальном этапе социальным работником. Основная тема – помощь друг другу, поэтому данная группа может рассматриваться как определенная система взаимопомощи. Основная социальная модель групповой работы существенно отличается от групповой психотер ...
Особенности развития личности ребенка разведенных родителей
Каковы же перспективы воспитания детей в семье без отца? Дефицит мужского внимания в разведенной семье проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных [1].
Менее четким делается процесс ...