Введение

В сорок-пятьдесят лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные психологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Оттого, в этом возрасте у многих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем.

В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65

лет, однако в работах различных авторов имеются существенные различия в делении начала и конца данного возраста. С чем это связано? Прежде всего, это объясняется значительным субъективизмом в отнесении и тому или иному возрасту, а это в свою очередь зависит уже как от биологических, так и от многих социальных факторов. Например, относится ли к среднему возрасту 40-летняя женщина, которая только что родила первого в своей жизни ребенка? Думает ли 40-летний мужчина, заочно обучающийся в высшем учебном заведении, о том, что возможность карьеры для него потеряна?

Таким образом, одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Между тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на логическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере. Что же меняется в когнитивной сфере человека, достигшего возраста 40-60 лет?

Возрастные изменения, которые можно наблюдать у людей 40-60 лет, выражаются, прежде всего, в снижении физических возможностей. Это, конечно, отражается на характеристиках психофизических функциях человека, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятельность его внутренних органов и систем.

Целью нашего исследования было выяснить, меняется ли уровень когнитивных возможностей в среднем возрасте и зависит ли степень этих изменений от каких-либо внешних и/или внутренних факторов. Как связано изменение когнитивной сферы с профессиональной деятельностью людей.

Исследуемые нами познавательные процессы (память, внимание, логическое мышление и интеллект) имеют первостепенную важность в деятельности с преобладанием умственного труда. Мы предположили, что ежедневная «тренировка» данных психических функций в течение длительного времени может к 40 – 50 годам привести к различиям в их уровне у людей «умственного» и «физического» труда.


Общение с собой как способ преодоления «критических» ситуаций
Мы знаем, что на внешнее можно повлиять своим поведением, изменить его. По отношению же ко внутреннему мы вынуждены оставаться бессильными, так как не знаем с какой стороны подступиться, как на него воздействовать. Но это только представления сложившиеся о рефлексии. Для того чтобы показать, насколько глубоко внедрились эти ложные пред ...

Индивидуально-психические свойства личности
К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности. 1. Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного ч ...

Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла
На основе модели личности Р. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF) Опросник 16 PF впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Методика ...