Кризис среднего возраста в когнитивной сфере
Страница 2

Следует отметить, что когнитивные особенности человека играют весьма значимую роль в избежание кризиса среднего возраста. Так, по мнению пола Балтеса, стипендиата MIDМAC и одного из руководителей Института развития и обучения человека имени Макса Планка в Берлине, люди, которые спокойно относятся к достижению середины жизни, удалось выявить некое психологическое кaчeство или когнитивную способность сродни мудрости.

Пол Бaлтес дает определение понятию «мудрого человека,) как обладающего обширными фактуальными и процедурными знаниями, умеющего оценивать события и информацию в более широком контексте и способного справляться с неопределенностью. Несмотря на то что быстрота и точность обработки информации у людей, достигших середины жизни, снижается вследствие биологических изменений, происходящих в организме, способность пользоваться информацией у них остается прежней. Причем, как известно, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления все же выше.

Другой известный американский исследователь Дэвид Фезерман, член научного Совета по исследованиям в области социальных наук, paccматривая эту возрастающую мудрость в перспективе жизненного пути человека, пишет: «Мудрость приходит к человеку не в 6 и не в 18 лет. Может пройти немало времени, прежде чем все ее компоненты будут, собраны вoeдино. Время ее появления указывает на то, что в зрелом возрасте мы получаем новый импульс – новый способ понимания жизни, более ориентированный на служение людям. Вполне возможно, что забота о людях и есть тот «замковый камень» процесса жизни, который «отвергли строители».

Таким образом, средняя взрослость, как и любой возрастной период имеет свои особенности. Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. Неслучайно еще древние греки рассматриваемый период взрослости назвали «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности.[4]

Страницы: 1 2 


Результаты второго этапа исследования
Для изучения личностных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими, нами был использован личностный опросник «НЭП», предложенный Г. Айзенком (1969). Проанализируем полученные результаты по шкалам. Шкала лжи (L). Анализ результатов показал, что испытуемые не стремятся создать слишком благоприятный образ себя и достаточно откро ...

Выводы
1. Профессиональное самоопределение является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов и имеющим разветвленную структуру. В процессе профессиональной переориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует их в совместной деятельности путем усвоения специ ...

Стили педагогического общения
Проблемы общения разрабатывались педагогами и психологами на протяжении длительного периода времени, поскольку процесс социализации человеческой личности невозможен без общения. Понятие общения является сложным и многогранным. Так, М.И. Лисина характеризует общение как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на с ...