Проблема конфликтных отношений в группе в социальной отечественной и зарубежной психологической науке. Социально-психологические внутригрупповые процессы
Страница 1

Статьи по психологии » Деятельность психолога по профилактике внутригрупповых конфликтов » Проблема конфликтных отношений в группе в социальной отечественной и зарубежной психологической науке. Социально-психологические внутригрупповые процессы

Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы.

Важным понятием в этом вопросе является термин «групповая динамика», который может быть употреблен в трех различных значениях: определенное направление исследования малых групп в социальной психологии (К. Левин); обозначение определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина; описание некоторой реальности в жизни группы (отечественная психология). Групповая динамика, в отличие от статики группы, это и есть совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие[1]. www.cultshine.ru

Важнейшим из таких процессов является прежде всего, процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой (например, феномен группового давления на индивида, который в традиционной социальной психологии к «групповой динамике» не относится; то же можно сказать и о развитии групповой сплоченности).

Другие традиционно рассматриваемые в «групповой динамике» процессы лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы.

Важным аспектом динамических процессов являются совершенно новые явления групповой жизни, возникающие при специфическом виде развития группы, а именно при все более определяющем этот процесс развитии совместной деятельности.

В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива могут быть отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе. Вся проблематика коллектива является специфической проблематикой отечественной социальной психологии т.к. здесь впервые был описан сам феномен коллектива и выявлены характерные явления и потому впервые возникает в социалистическом обществе[2].

При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, следует четко обозначить, какого рода группы имеются в виду. Следуя принятому принципу это процесс образования реальных естественных малых групп. Чаще всего они задаются внешними по отношению к группе факторами, например условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. В широком смысле малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. В этом случае причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, цель групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования.

Страницы: 1 2 3 4


Эмоции и учебная деятельность
Условием успешной учебной деятельности является сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения. Эмоции могут способствовать и наоборот затруднять процесс обучения. Так, например, положительные эмоции способствуют лучшему запоминанию учебного материала, улучшению внимания. Эмоционально-мыслительные ...

Анализ полученных результатов
Во время прохождения практики мною было проведено психолого-педагогическое обследование студентов обучающихся в ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж». Обследование проводилось с помощью методики «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки и методики «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси ...

Результаты исследования и их анализ
Изучение общих данных на основе анкетных данных детей из полных и неполных семей, позволило установить ряд отличий между группами испытуемых. Почти равное количество полных семей с 1 ребенком (45%) и 2 детьми (40%), число многодетных семей, где 3 детей, составляет 15%. Совсем другая ситуация наблюдается в неполных семьях, где преоблада ...