Социометрический статус
Страница 1

Социометрия — это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Американский психолог Джекоб Морено, разработавший всемирно известную теорию социометрии, полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы. www.keepbanks.ru

Социометрическая структура группы представляет собой совокупность соподчинённых позиций членов группы в системе межличностных отношений. В целом, социометрическая структура определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса её членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определён при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту — положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задаёт статусную иерархию в группе.

Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические звёзды — члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звёзд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе — одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны. Далее идут отверженные — такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Весьма часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами, которые участники взаимодействия испытывают по отношению друг к другу. В то же время можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звёздами и лидерами, но такое сочетание является крайне редким. Человек часто утрачивает симпатии окружающих, становясь лидером. Социометрическая звезда вызывает доброе отношение прежде всего потому, что другие люди чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности. Что касается лидера, то его социально-психологическая функция — вести за собой как человеку, наиболее знающему дело и понимающему ситуацию. Лидер может вызывать такие негативные чувства как зависть или ревность. Социометрическая звезда, как правило, подобных чувств не вызывает. Она остается в своей позиции только в условиях нормативности социального контроля. Эпатирующее поведение отталкивает окружающих и вынуждает их относиться к человеку настороженно, что не может сопровождаться таким чувством, как симпатия.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров в общении. Основные подходы психологии в изучении общения.
Поскольку психология делового общения – составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Категория "общение" является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к обоснованию этого положения. Так например, ана ...

Теория каузальной атрибуции Г. Келли
Вопрос о различных типах причин, которые могут быть приписываемы объекту восприятия, это вопрос о том, «откуда» вообще берутся приписываемые причины. На этот вопрос и отвечает развернутая теория атрибутивного процесса, предложенная Г. Келли. В этой теории разбираются два случая. 1. Когда воспринимающий черпает информацию из многих исто ...

Особенности развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста. Общее развитие психики у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка. Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем ...