Результаты экспериментального исследования. Результаты первого этапа исследования
Как уже указывалось, для выявления подростков, чувствующих себя одинокими, нами была использована шкала одиночества «UCLA», предложенная Д. Расселом (1980). Всего в исследовании приняли участие 134 школьника 13-16 лет. Положительный результат по тесту (то есть наличие состояния одиночества) был выявлен у 59 (44, 0 %) испытуемых. Из них мальчиков – 22 (37, 3 %), девочек – 37 (62, 7 %).
Из этой группы нами была сформирована выборка на основании высокого балла по указанному тесту в составе 38 человек, результаты которых и описываются в настоящем исследовании. Из 38 человек 18 (47, 4 %) мальчиков, 20 (52, 6 %) девочек. Эта группа подростков составила экспериментальную группу.
Для доказательства значимости выделения группы подростков, испытывающих состояние одиночества, мы методом случайной выборки сформировали контрольную группу. В неё вошли подростки, показавшие отрицательный результат по шкале одиночества в количестве 38 человек (18 мальчиков, 20 девочек).
Далее мы нашли значение выборочного среднего для экспериментальной (X) и контрольной группы (Y):
X= 44.4
Y=32.7
Для определения того, является ли распределение частных значений приближённым к нормальному распределению, мы определили медиану (m) для каждой группы:
m =43
m =33
Так как m ≈X, а m ≈Y, то обе выборки близки к нормальному распределению и к ним можно применять методы вторичной статистической обработки.
Как видно, средние значения экспериментальной и контрольной группы значительно отличаются друг от друга. Однако, чтобы определить насколько статистически достоверны эти различия, мы использовали t – критерий Стьюдента:
,
где m и m – показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
m и m в свою очередь вычисляются по следующим формулам:
где S – выборочная дисперсия по первой переменной (экспериментальная группа);
S – выборочная дисперсия по второй переменой (контрольная группа);
n и n – число частных значений в экспериментальной и контрольной группе соответственно.
В итоге мы получили значение t = 12.92, что больше табличного значения t =3.42 (вероятность допустимой ошибки 0,001). Таким образом, можно сделать вывод о значимости различий между контрольной и экспериментальной группой. То есть выделение подростков, считающих себя одинокими, правомерно и подтверждается статистически.
Соотношение социометрического статуса дошкольника и самооценки
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его Я. Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представления, его восприятие себя и отношение к себе. Именн ...
Одиночество подростков и социально-психологические проблемы
Живя в обществе, люди принимают на себя различные социальные роли. Так, девочка-подросток в группе мальчиков-подростков будет ощущать и вести себя соответственно своей половой принадлежности, однако в группе людей, старших по возрасту, она будет ощущать себя, прежде всего, подростком.
Адекватное принятие на себя той или иной роли – пок ...
Волевая готовность.
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих труднос ...