Результаты третьего этапа исследования

Мы установили некоторые личностные и социальные особенности подростков, считающих себя одинокими. На третьем этапе нашего экспериментального исследования мы исследовали характер связи балла по шкале одиночества и баллов по другим проведённым нами тестам, а также связи между личностными и социальными особенностями в экспериментальной группе. www.musicexplore.ru

Для этой цели мы использовали формулу ранговой корреляции Спирмена, о которой говорилось выше.

Исследуя связь показателя коммуникативных качеств с показателями по шкалам личностного опросника «НЭП», мы выяснили, что значимая связь существует только с показателем шкалы экстраверсии-интроверсии. Так коэффициент корреляции с показателем по шкале нейротизма равен – 0,27, психотизма 0,15. Это подтверждает наше утверждение о том, что эти качества нельзя считать личностными особенностями подростков, испытывающих состояние одиночества. Коэффициент корреляции со шкалой экстраверсии равен 0,72, что позволяет говорить о том, что чем выше показатель экстраверсии, тем выше балл уровня развития коммуникативных качеств. То есть, если подросток имеет внешнюю направленность личности, то у него значительно реже возникают трудности в общении.

Данные социометрического теста не показали значимой связи ни с одной шкалой личностного опросника: корреляция со шкалой нейротизма равна–0,56 психотизма равна –0,12, экстраверсии 0,1. Таким образом, можно сделать вывод о том, что социометрический статус в классе у подростков зависит скорее от коммуникативных качеств, чем от личностных.

Данные по шкале одиночества, как мы выяснили в результате применения методов математической статистики, коррелируют лишь с показателями уровня развития коммуникативных качеств личности. С баллами по другим тестам значимая корреляция отсутствует: между шкалой одиночества и шкалой нейротизма корреляция равна 0,27, шкалой одиночества и шкалой психотизма –0,3, шкалой одиночества и шкалой экстраверсии-интроверсии равна – 0,11, шкалой одиночества и количеством отрицательных выборов 0, 0 2.

Между шкалой одиночества и показателем уровня развития коммуникативных качеств коэффициент корреляции составил 0,32 (значимо на уровне 0,95). Таким образом, можно утверждать, что высокий или низкий балл по шкале одиночества не зависит напрямую с личностными качествами и особенностями подростка. То, что подросток ощущает одиночество, связано больше с коммуникативными его качествами, умениями.

Иными словами, основная причина того, что подросток чувствует себя одиноким, в том, что его коммуникативные умения недостаточно развиты, в том, что он не умеет или даже не хочет общаться с теми, кто его окружает по тем или иным причинам.

Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась.


Результаты второго этапа исследования
Для изучения личностных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими, нами был использован личностный опросник «НЭП», предложенный Г. Айзенком (1969). Проанализируем полученные результаты по шкалам. Шкала лжи (L). Анализ результатов показал, что испытуемые не стремятся создать слишком благоприятный образ себя и достаточно откро ...

Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных. Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
При проведении обследования должно быть учтено следующее. Помещение должно быть отдельным, с площадью не менее 2 кв. м на одного человека; - иметь достаточную освещенность без мигающего света, гудящих ламп; - находиться вдали от шумных частей здания (коридоров, цехов и тому подобное); - должно проветриваться, не иметь отвлекающих за ...

Экспериментальное изучение тревожности как компонента информационного стресса у студентов ВУЗа. Задачи, методики и результаты эксперимента
Согласно цели исследования проведено обследование студентов второго курса Воркутинского филиала СПбГТУ очного и заочного отделения, обучающиеся по специальности «Автоматизация горного производства» до сессии и после окончания экзаменов. В экспериментальную группу вошли 48 студентов дневного отделения 18-20 лет, из них 30 юношей и 18 дев ...