Приложение

Комплексная оценка проявлений стресса [31].

Интеллектуальные признаки стресса

Поведенческие признаки стресса

1. Преобладание негативных мыслей

2. Трудность сосредоточения

3. Ухудшение показателей памяти

4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы

5. Повышенная отвлекаемость

6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе

7. Плохие сны, кошмары

8. Частые ошибки, сбои в вычислениях

9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого

10. Нарушение логики, спутанное мышление

11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения

12. Сужение "поля зрения", кажущееся уменьшение возможных вариантов действия

1. Потеря аппетита или переедание

2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий

3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь

4. Дрожание голоса

5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье

6. Хроническая нехватка времени

7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями

8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность

9. Антисоциальное поведение

10. Низкая продуктивность деятельности

11. Нарушение сна или бессонница

12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя

Эмоциональные симптомы

Физиологические симптомы

1. Беспокойство, повышенная тревожность

2. Подозрительность

3. Мрачное настроение

4. Ощущение постоянной тоски, депрессии

5. Раздражительность, приступы гнева

6. Эмоциональная "тупость", равнодушие

7. Циничный, неуместный юмор

8. Уменьшение чувства уверенности в себе

9. Уменьшение удовлетворенности жизнью

10. Чувство отчужденности, одиночества

11. Потеря интереса к жизни

12. Снижение самооценки, появления чувства вины или недовольства собой или своей работой

1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли

2. Повышение или понижение АД

3. Учащенный или неритмичный пульс

4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование)

5. Нарушение свободы дыхания

6. Ощущение напряжения в мышцах

7. Повышенная утомляемость

8. Дрожь в руках, судороги

9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний

10. Повышенная потливость

11. Снижение иммунитета, частые недомогания

12. Быстрое увеличение или потеря веса тела

Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема.

Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из "эмоционального" списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из "физиологического" списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может достигать 66.

Показатель от 0 до 5 баллов считается хорошим — означает, что в данный момент жизни сколько-либо значимый стресс отсутствует.

Показатель от 6 до 12 баллов означает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Показатель от 13 до 24 баллов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса.

Показатель от 25 до 40 баллов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.-

Показатель свыше 40 баллов свидетельствует о переходе организма к третьей, наиболее опасной стадии стресса — истощению запасов адаптационной энергии.


Методика определения мотивов учения М.Р. Гинзбурга
Форма проведения: индивидуальная. Оборудование: стимульный материал к методике. Цель: Выявить преобладающие мотивы учения. Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ". №1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал; "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в ...

Вывод
Подводя итог можно сделать вывод, что процесс избирательности, концентрации и переключения внимания выше у взрослых, чем у детей. Это мы подтвердили с помощью исследований. Анализ результата исследований позволяет говорить, что у людей достигших возраста 24 года уровень избирательности, концентрации и переключения внимания выше, чем у д ...

Методика «Память на числа»
Методика предназначена для определения кратковременной зрительной памяти на числа, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20-ти секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица будет убрана, записать на бланке. Методика удобна как для индивидуа ...