Приложение

Комплексная оценка проявлений стресса [31].

Интеллектуальные признаки стресса

Поведенческие признаки стресса

1. Преобладание негативных мыслей

2. Трудность сосредоточения

3. Ухудшение показателей памяти

4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы

5. Повышенная отвлекаемость

6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе

7. Плохие сны, кошмары

8. Частые ошибки, сбои в вычислениях

9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого

10. Нарушение логики, спутанное мышление

11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения

12. Сужение "поля зрения", кажущееся уменьшение возможных вариантов действия

1. Потеря аппетита или переедание

2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий

3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь

4. Дрожание голоса

5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье

6. Хроническая нехватка времени

7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями

8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность

9. Антисоциальное поведение

10. Низкая продуктивность деятельности

11. Нарушение сна или бессонница

12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя

Эмоциональные симптомы

Физиологические симптомы

1. Беспокойство, повышенная тревожность

2. Подозрительность

3. Мрачное настроение

4. Ощущение постоянной тоски, депрессии

5. Раздражительность, приступы гнева

6. Эмоциональная "тупость", равнодушие

7. Циничный, неуместный юмор

8. Уменьшение чувства уверенности в себе

9. Уменьшение удовлетворенности жизнью

10. Чувство отчужденности, одиночества

11. Потеря интереса к жизни

12. Снижение самооценки, появления чувства вины или недовольства собой или своей работой

1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли

2. Повышение или понижение АД

3. Учащенный или неритмичный пульс

4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование)

5. Нарушение свободы дыхания

6. Ощущение напряжения в мышцах

7. Повышенная утомляемость

8. Дрожь в руках, судороги

9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний

10. Повышенная потливость

11. Снижение иммунитета, частые недомогания

12. Быстрое увеличение или потеря веса тела

Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема.

Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из "эмоционального" списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из "физиологического" списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может достигать 66.

Показатель от 0 до 5 баллов считается хорошим — означает, что в данный момент жизни сколько-либо значимый стресс отсутствует.

Показатель от 6 до 12 баллов означает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Показатель от 13 до 24 баллов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса.

Показатель от 25 до 40 баллов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.-

Показатель свыше 40 баллов свидетельствует о переходе организма к третьей, наиболее опасной стадии стресса — истощению запасов адаптационной энергии.


Помощь близких людей в преодолении депрессий
Поддержка близких людей, даже когда больной не выражает заинтересованности в ней, очень важна для преодоления депрессии. В связи с этим можно дать следующие советы родственникам больных: · помните, что депрессия - это болезнь, при которой нужно сочувствие, но ни в коем случае нельзя погружаться в болезнь вместе с больным, разделяя его ...

Контрольный этап
На данном этапе целью нашего исследования было – проверить эффективность проведенной нами работы: повысился ли уровень развития рефлексии, и как это повлияло на уровень развития коммуникативных способностей. Для этого мы вновь использовали такие методики как: психодиагностическая методика развития индивидуальной меры рефлексивности, мет ...

Результаты третьего этапа исследования
Мы установили некоторые личностные и социальные особенности подростков, считающих себя одинокими. На третьем этапе нашего экспериментального исследования мы исследовали характер связи балла по шкале одиночества и баллов по другим проведённым нами тестам, а также связи между личностными и социальными особенностями в экспериментальной гру ...