Изменение жизненных установок
Страница 1

Личность формируется не только из представлений о себе. Этот процесс обуславливается и общими жизненными ожиданиями и установками. Те, кто рассматривает жизнь как борьбу, в любой ситуации прежде всего видят подстерегающие их опасности. Те, кто подходит к жизни как к возможности найти удовлетворение, ищут в различных областях деятельности радости. В этом случае они скорее готовы отыскивать во всем что-то хорошее и стремятся в большей степени вести себя так, чтобы приносить больше радости себе и окружающим.

Жизненные установки зависят от того, что для человека всего важнее. Спрашивали ли вы когда-нибудь себя, чего вы лично хотели бы достичь в своей жизни? Приобрести какие-либо материальные ценности, достичь общественного признания и др.? Ценности, к которым вы стремитесь, совпадают с вашими жизненными установками и обуславливают различный характер поведения. Кто хочет достичь материального благополучия, должен обращаться с окружающим миром по-иному, чем тот, кто хочет совершенствовать свою личность.

Американский психолог А. Маслоу установил, что у человека есть две основополагающие жизненные установки, или модели поведения. Он может вести себя реактивно, стремиться компенсировать дефицитную ситуацию и руководствуется в таком случае потребностями дефицита. Или же человек ведет себя активно и стремится вести себя так, чтобы добиться успеха в различных областях своей жизни, т.е. считает развитие важной жизненной ценностью. В этом случае он руководствуется в своей жизни потребностями развития.

Социально-психологический эксперимент, проведенный с медитирующими в университете Геттингена, показал, что в ходе регулярных занятий самогипнозом и медитацией установки и ценности, которыми руководствуются в своей жизни медитирующие, меняются. Многие начали заниматься самогипнозом, чтобы улучшить свое здоровье (психологическая ценность) или же чтобы добиться успеха (потребность в признании). После продолжительной медитационной практики их основополагающие установки изменились: жизнь использовалась все в меньшей степени для преодоления дефицитных ситуаций, на первый план выдвигалось повышение жизненной удовлетворенности. Жизненные установки определялись постепенно в большей степени такими ценностями, как любовь, правда, освобождение и мир. Кроме того, медитирующие жили более полной жизнью в настоящем и спокойнее воспринимали мелочи жизни.

Традиция изучения ценностных ориентаций общества в целом и его групп в частности выработала за продолжительное время своего существования множество определений этого важного понятия социологии. Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи определяются влиянием следующих факторов [4, с.77]:

1) возрастно-демографический;

2) амбивалентно - транзитивный;

3) образовательный;

4) дивиантно-деликвитный.

1. Возрастно-демографический фактор [12, с.50] формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм.

Студенчество несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.

Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, - со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.

Социальный статус студента, имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с его относительной невысокостью в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время будущий выпускник ВУЗа готов "поднять планку" своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.

Страницы: 1 2


Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения современного студенчества
Наиболее актуальными формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение. Понятие аддиктивного поведения обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и "пои ...

Основные научные течения в российской психологии конца XIX - начала ХХ века
Выделившаяся в самостоятельную науку в конце XIX - начале XX вв. российская психология включала ряд мощных течений, характеризующих различные взгляды на понимание сущности психики и методов ее исследования: идеалистическое (описательное), эмпирическое (интоспективное), материалистическое (опытное). Выбор того или иного направления опред ...

Проблема личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы
Социальная психология, пользуясь определением Л-и, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. в каких группах. Л., с одной стороны усваивает социальные влияния, а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной Д-ти). Социальная ...