Введение

После ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы третьей угрозой для человечества является наркомания. Она, словно раковая опухоль, пустила метастазы повсюду: в городах и сёлах, в школах и вузах, в многоэтажных домах и студенческих общежитиях, в скромной крестьянской избе и шикарном особняке.

Горе входит в дома и семьи. Люди, пристрастившиеся к пагубному зелью, уже не принадлежат себе. Наркотик становится их страстью, смыслом жизни.

Наркомания обусловливает духовную и физическую деградацию России, губит интеллект нации. Она, как смертельный омут, затягивает детей – будущее страны.

Актуальность выбранной нами темы очевидна. В последние годы настоящим бедствием для нашей страны стало употребление наркотических и токсических веществ детьми и подростками. Масштабы развернувшейся «наркоманической эпидемии» впечатляют даже по цифрам официальной статистики, которая далеко не в полной мере отражает ситуацию. По данным Минздрава России, около 70% подростков (как мальчиков, так и девочек) хотя бы один раз пробовали наркотические вещества. В десятки раз возросло количество несовершеннолетних, находящихся на учете в наркодиспансерах, больных нарко- и токсикоманиями. В некоторых городах в ряде учебных заведений наркотизация стала тотальной.

Специалисты считают, что наркомания намного опаснее алкоголизма. От пристрастия к алкоголю можно вылечиться. Человек сам при определённом волевом усилии может преодолеть его. Наркоманию преодолеть неизмеримо труднее. Труднее, но можно. Главное – в эту борьбу надо включиться всем, кто профессионально работает с молодёжью, а особенно учителям и психологам школ.

Мы считаем, что система профилактики наркомании будет эффективной, если подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения. Приступая к работе по профилактике наркомании, необходимо получить как можно больше научной информации о различных аспектах проблемы.

Целью нашего исследования является изучение основных аспектов проблемы наркомании.

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:

- изучить научную и методическую литературу по вопросам наркомании;

- рассмотреть существующие классификации наркотиков, их воздействие на организм и сознание человека;

- выявить черты зависимой личности, способствующие наркотизации;

- определить особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции.

Объектом исследования является проблема наркомании.

Предмет исследования: подростковая наркомания как форма зависимого поведения.

Основной метод исследования: изучение научной и методической литературы по проблемам наркомании.

В процессе работы над темой исследования нами были изучены труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам наркомании. Отечественные разработки в этой области освещаются в социально-философских трудах А.С. Богомолова, И.С. Кона, М.И. Несмеянова; в работах психологов – С.А. Беличевой, А.Ц. Горбачевой, Ц.П. Короленко, Ю.А. Клейберга; педагогов – В.П. Кащенко, М.А. Ковальчук, И.А. Невского, В.А. Попова, М.И. Рожкова; социальных педагогов – В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, А.В. Мудрика; социологов – А.А. Габиани, Ю.Н. Иконниковой, С.Г. Климова, Л.Н. Рыбаковой, Г.Г. Силласте, Н.К.Топоркова; криминологов –Г.А. Аванесова, А.И. Гилинского; медицинскому аспекту проблемы посвящены исследования Б.С. Братуся, В.В. Ковалева, А.Е. Личко; социологические теории профилактики девиантного поведения, в том числе наркомании, были обоснованы такими зарубежными учеными как Э. Дюркгейм, А. Коэн, Р. Мертон, Т. Парсонс.

Основные теоретические подходы к исследованию проблемы профилактики наркомании подростков в образовательной среде изложены в работах отечественных учёных: С.В. Березина, К.А. Гринченко, Д.Д. Еникеевой, Л.X. Казакова, Д.В. Колесова, К.С. Лисецкого, А.Г. Макеевой, Н.B. Юняевой и др.

Результаты, полученные в ходе исследования, мы планируем использовать в дальнейшем для определения психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности профилактической работы в общеобразовательном учреждении.


Коррекция нарушений в развитии подростка. Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе.
Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной. Художественно-эстетической, игровой и т.д. Только для их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие под ...

Разработка индикаторов психосоциальных диспозиций
Социальные психологи демонстрируют постоянный интерес к базовым психологическим процессам - процессам, влияющим на широкий и разнообразный спектр социального поведения. Последовав за экспериментальными психологами с их интересом к восприятию, памяти, овладению языком и т.д., социальные психологи сконцетрировались на изучении процессов к ...

Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). [23] Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения ч ...