Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла
На основе модели личности Р. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF)
Опросник 16 PF впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Методика имеет две эквивалентные формы А и В, каждая из которых содержит 187 вопросов, и предназначена для тестирования лиц от 16 лет и старше, имеющих среднее образование. Для каждого вопроса предлагается три варианта ответа, из которых требуется выбрать один.
16-факторный опросник был создан Р. Кеттеллом для диагностики взрослых в самых различных ситуациях, в том числе и в клинике. Однако, необходимо подчеркнуть, что опросник 16 PF, в отличие от многих других личностных опросников, предназначен в первую очередь для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья.
Философия 16-факторного опросника была использована Р. Кеттеллом при создании Личностного опросника для детей в возрасте от 8 до 12 лет (CPQ) и Личностного опросника для подростков в возрасте от 12 до 16 лет (HSPQ).
Опросник CHQ включает 12 факторов и сконструирован таким образом, чтобы вопросы были понятны и для младших школьников (8 лет), которые требуют индивидуального тестирования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Опросник разделен на две идентичные части по 60 вопросов, имеет две формы - для мальчиков и для девочек. Для каждого вопроса предлагается два ответа; вопросы, относящиеся к интеллектуальному фактору В, имеют три варианта ответа.
Опросник HSPQ представляет собой систему из 14 факторов и содержит 142 вопроса, каждый из которых имеет три варианта ответов, из которых требуется выбрать один.
Информация, полученная с помощью опросников CPQ и HSPQ, позволяет выявить индивидуальные различия и создать благоприятные условия обучения с учетом индивидуальных особенностей школьника, осмыслить различные аспекты школьной приспособляемости и оценить эмоциональные и поведенческие отклонения учащихся, разработать психокоррекционные меры, и, в целом, дает возможность с большей эффективностью проводить воспитательную работу в школе.
Кетелл проводил исследование личностных черт, отличающих психологов – исследователей от психологов – практиков, с помощью опросника 16 PF. Учитывая, что система обучения ориентирована на подготовку психологов практиков, приведем формулу эффективного психолога – практика по Кетеллу:
F = 0,72 A + 0,29 B + 0,29 H + 0,29 N,
где
А – готовность к контактам;
B – общий интеллект;
N – умение поддерживать контакт;
Н – не насыщаемость контактами с другими людьми.
Роль рефлексии в подростковом возрасте
Подростковый возраст – это период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. В подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процесс ...
Виды речевой деятельности и их особенности
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь з ...
Методика определения мотивов учения М.Р. Гинзбурга
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике.
Цель: Выявить преобладающие мотивы учения.
Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал; "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в ...