Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла

Статьи по психологии » Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте » Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла

На основе модели личности Р. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF)

Опросник 16 PF впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Методика имеет две эквивалентные формы А и В, каждая из которых содержит 187 вопросов, и предназначена для тестирования лиц от 16 лет и старше, имеющих среднее образование. Для каждого вопроса предлагается три варианта ответа, из которых требуется выбрать один.

16-факторный опросник был создан Р. Кеттеллом для диагностики взрослых в самых различных ситуациях, в том числе и в клинике. Однако, необходимо подчеркнуть, что опросник 16 PF, в отличие от многих других личностных опросников, предназначен в первую очередь для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья.

Философия 16-факторного опросника была использована Р. Кеттеллом при создании Личностного опросника для детей в возрасте от 8 до 12 лет (CPQ) и Личностного опросника для подростков в возрасте от 12 до 16 лет (HSPQ).

Опросник CHQ включает 12 факторов и сконструирован таким образом, чтобы вопросы были понятны и для младших школьников (8 лет), которые требуют индивидуального тестирования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Опросник разделен на две идентичные части по 60 вопросов, имеет две формы - для мальчиков и для девочек. Для каждого вопроса предлагается два ответа; вопросы, относящиеся к интеллектуальному фактору В, имеют три варианта ответа.

Опросник HSPQ представляет собой систему из 14 факторов и содержит 142 вопроса, каждый из которых имеет три варианта ответов, из которых требуется выбрать один.

Информация, полученная с помощью опросников CPQ и HSPQ, позволяет выявить индивидуальные различия и создать благоприятные условия обучения с учетом индивидуальных особенностей школьника, осмыслить различные аспекты школьной приспособляемости и оценить эмоциональные и поведенческие отклонения учащихся, разработать психокоррекционные меры, и, в целом, дает возможность с большей эффективностью проводить воспитательную работу в школе.

Кетелл проводил исследование личностных черт, отличающих психологов – исследователей от психологов – практиков, с помощью опросника 16 PF. Учитывая, что система обучения ориентирована на подготовку психологов практиков, приведем формулу эффективного психолога – практика по Кетеллу:

F = 0,72 A + 0,29 B + 0,29 H + 0,29 N,

где

А – готовность к контактам;

B – общий интеллект;

N – умение поддерживать контакт;

Н – не насыщаемость контактами с другими людьми.


Убеждения, как содержательная составляющая социальной установки
Тезис: каждая жизненная позиция видна в созданной ею установке[1]. (Жизненная позиция соотносится с убеждением по принципу частное – целое). Убеждение – прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения[9]. УБЕЖДЕНИЯ — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ...

Рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов
1. Проведение анализа планирования уроков с учетом пожеланий детей (в результате чего происходит эффективная работа на мотивацию детей), для повышения и сохранения высокого статуса педагога; 2. Адекватное оценивание собственной личности учителя. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого вн ...

Мышление и речь
Человеческое мышление, в каких бы формах не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражена и словах. И взрослые, и дети часто испытывают трудности в процессе решения задач, пока не сформули ...