Виды речевой деятельности и их особенности
Страница 1

Речь и ее функции » Виды речевой деятельности и их особенности

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь - связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требования последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Рис.2

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Письменная речь и устная находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях. Они теснейшим образом между собой связаны. Но их единство включает и очень существенные различия. Современная письменная речь носит алфабетический характер; знаки письменной речи - буквы - обозначают звуки устной речи. Тем не менее письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Различия между ними не сводятся к тому, что письменная и устная речь пользуются разными техническими средствами. Они более глубоки. Хорошо известны большие писатели, которые были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, выступления которых при чтении теряют большую часть своего обаяния. Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

При всех различиях, которые существуют между письменной и устной речью, нельзя, однако, внешне противопоставлять их друг другу. Ни устная, ни письменная речь не представляют собой однородного целого. Существуют различные виды как устной, так и письменной речи. Устная речь может быть, с одной стороны, разговорной речью, речью - беседой, с другой - речью, ораторским выступлением, докладом, лекцией. Существуют также различные разновидности письменной речи: письмо будет по своему характеру, по стилю существенно отличаться от речи научного трактата; эпистолярный стиль - особый стиль; он значительно приближается к стилю и общему характеру устной речи. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи. Лекция, доклад и т.д. располагают всеми выразительными средствами устной речи. И искусство этой формы устной речи включает в себя использование и этих выразительных средств; вопреки общепринятому выражению о чтении лекций, лекцию нельзя превращать просто в чтение некоторого текста. Речь - лекция должна соединять в себе особенности как устной, так и письменной речи. Произнесенная перед безмолвной аудиторией, она должна быть в какой - то мере все же лекцией - беседой: сугубо тонкая чувствительность, улавливающая невысказанное состояние аудитории, податливой или сопротивляющейся, увлеченной или скучающей, и умение тут же, как в речи - беседе, учесть по едва уловимым реакциям слушателей их внутреннее состояние и отношение к сказанному - все эти особенности устной речи должны сочетаться со строгой систематичностью и логической связностью изложения, свойственными не разговорной устной, а письменной речи.

Страницы: 1 2 3


Виды и основные свойства внимания
Выделяют три основных вида внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Внимание, возникающее без всякого намерения и без заранее поставленной цели с нашей стороны, называется непроизвольным или преднамеренным. Факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются как характеристики внешних раздражителей, так и характ ...

Теоретические основы проблемы преодоления психологического стресса средствами музыкотерапии в отечественной и зарубежной психологии. Стресс как проблема в разработках на современном этапе.
В переводе с английского языка стресс означает давление, нажим, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, положительные эмоции – эустрессом [24; 25 – 28]. Впервые эти термины в научный тезаурус ввел создатель концепции стресса, канадский физиолог Ганс Селье ...

Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Возрастные закономерности развития сенсорики
Необходимым условием психического развития ребенка является со­зревание организма ребенка, его нервной системы (Ватажина Л.А.,Зелингер И.И и др.). Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание ана­лизаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органи­ческие условия создают лишь возможности, предпосылки ра ...