Основные этапы развития отечественной П-ии в 20-м веке
Первый период 1-я отечест. Y-ии- до революционный (до 17 года), 1-сь естественнонаучные взгляды на Y-ию, в основе взгляды Сеченова Ивана Михайловича(рефлексы, центральное торможение, обратная связь), БехтеревавладимирМихайлов.(Принципы рефлексологии, индивид, индивидуальность, Л-ть, доминанта), Павлова Ивана Петровича(учение о ВНД-и, условный рефлекс, анализаторы).В это t возникло учение о рефлексе, к-ое оказало влияние на возникновение бихевиоризма. 1914г.-открытие 1го в России псих-го института при МГУ - основатель Георгий Иванович Челпанов.(В своей псих-ой концепции он отстаивал принцип «чистой, эмпирической» психологии. Доказывал, что Y-ия - независимая, самостоят, экспериментал. наука. Ее предметом явл. изучение S-ых состояний сознания. Т.о. Челпанов считал Y-ию наукой о сознании, феномены которой не м.б. сведены к физиологич. явлениям или выведены из них. Способствовал установлению эксперимента, как метода псих-го исслед-нйя). Второй этап- период1922-23г.- период разработки естественно-научных основ в Y-ии. Осуществлялась попытка приблизить естественные науки к Y-ии т.о. чтобы сделать естествознание ее фундаментом(физиол., биол., хим., физ.).1923-г.- книга Павлова И.П. «20-ти летний опыт».В книгах Ухтомского Алексей Алексеевича содержалась развернутая система задач, в к-ой предстояло решить задачи совместно с физиологами. Проблема физиологических основ псих-их процессов разрабатывалась с этого t-и строго научно и ее решение входит в отечеств. Y-ию в качестве естественно-научного основания. Ухтомский(разработал понятие доминанта-господствующий очаг возбуждения; его идеи связывают в единый узел Y-ию мотивации, познания, общения, Л-ти). Третий этап- 1923-1930г. -поиск путей построения Марксистской Y-ии. Задача - создать науку, которая бы соответствовала идеологии того t-и. Появилось 2 направления перестройки Y-ии: 1-рефлексология, 2-реактология. 1- основатель Бехтерев -в ее основе положение о том, что нет вообще ни одного сознательного процесса мысли, который не выражался бы в 0-ных проявлениях => Предмет изучения рефлексологии- все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Методы- Q-ные методы (внешнее наблюдение). Пик 1-я в середине 20-х г. в Ленинграде и Харькове. 2- Идеи были сформулированы Корниловым Константин Николаевичем( ученик Челпанова)- трактовалась как наука о поведении живых существ. Задача- исследование поведения как совокупности реакций чел-а на биосоциальные раздражители. С помощью эксперементальных методов изучались- быстрота, сила и форма протекания реакций. 1 и 2-непосредственно влияли на Т-е и становление прикладных отраслей Y-ии-психотехника и педология (20-нач.ЗО-х г.). Психотехника-Шпильрейн и Геллерштейн(проф. Отбор, адаптация рабочего места, и т.п.). Педология- Нечаев Андрей Петрович, Басов Михаил Яковлевич, Павел Петрович Блонский, П.Я.Гальперин, Выготский, Леонтьев- решали проблемы, связанные с рационализацией педолог-го процесса. Психотехнику и педологию запретили в момент интенсивного и плодотворного творчества ведущих учень1х, что нанесло ущерб Y-ии в нашей стране. Четвертый этап-30-40г (далее хронологической последоват-ти в истории Y-ии нет).Рубинштейн Сергей Леонидович -разработал методологический принцип Y-ии, принцип сознания и Д-ти, однако основой 1-я Д-го подхода стала культурно-историч. Y-ия Выготского. Леонтьев Алексей Николаевич-кн. « Д-ть, сознание, Л-ть», Понятие Д-ть-главная образующая психики, движущая сила 1-я. Цель исслед-ия - разработка структурного анализа Д-ти , выделение в ней компонентов и уровней; доказывал ведущее значение культуры, межЛ-го общения для сложного процесса восхождения от индивида к Л-ти, изучал проблему Т-я психики. В процессе становления отечеств. Y-ии 2 научные школы: Московская псих-ая шк.-МГУ -Выготский, Петровский А.В., Лурия А.Р., Теплов БорисМихайлович, Смирнов АнатолийАлексанр. и др. Ленинград, псих-ая шк.-Бехтерев, Ананьев Б.Г., и др. Разногласия 2-х псих-их шк. - сосредоточены вокруг проблемы Л-ти, биолог. И социально обусловленные свойства Л-ти. В196бг.-открылись ф-ты Y-ии в МГУ и ЛГУ.
Развитие внимания
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. [35]
Переломный момент в ра ...
Диагностика психологических особенностей изучения спортивного характера Волевые усилия и их значение в формировании спортивного
характера
Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состо ...
Отсутствие сексуального желания
Отсутствие сексуального желания может быть бессознательным выражением проблем в отношениях или внутриличностных напряжений. «Нет» может означать отказ дать партнеру удовлетворение, отказ подтвердить его сексуальную привлекательность, «нет» может поколебать убежденность партнера, что его «хотят». Так как люди часто легко ранимы, особенно ...