Основные этапы развития отечественной П-ии в 20-м веке

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Основные этапы развития отечественной П-ии в 20-м веке

Первый период 1-я отечест. Y-ии- до революционный (до 17 года), 1-сь естественно­научные взгляды на Y-ию, в основе взгляды Сеченова Ивана Михайловича(рефлексы, центральное торможение, обратная связь), БехтеревавладимирМихайлов.(Принципы рефлексологии, индивид, индивидуальность, Л-ть, доминанта), Павлова Ивана Петровича(учение о ВНД-и, условный рефлекс, анализаторы).В это t возникло учение о рефлексе, к-ое оказало влияние на возникновение бихевиоризма. 1914г.-открытие 1го в России псих-го института при МГУ - основатель Георгий Иванович Челпанов.(В своей псих-ой концепции он отстаивал принцип «чистой, эмпирической» психологии. Доказывал, что Y-ия - независимая, самостоят, экспериментал. наука. Ее предметом явл. изучение S-ых состояний сознания. Т.о. Челпанов считал Y-ию наукой о сознании, феномены которой не м.б. сведены к физиологич. явлениям или выведены из них. Способствовал установлению эксперимента, как метода псих-го исслед-нйя). Второй этап- период1922-23г.- период разработки естественно-научных основ в Y-ии. Осуществлялась попытка приблизить естественные науки к Y-ии т.о. чтобы сделать естествознание ее фундаментом(физиол., биол., хим., физ.).1923-г.- книга Павлова И.П. «20-ти летний опыт».В книгах Ухтомского Алексей Алексеевича содержалась развернутая система задач, в к-ой предстояло решить задачи совместно с физиологами. Проблема физиологических основ псих-их процессов разрабатывалась с этого t-и строго научно и ее решение входит в отечеств. Y-ию в качестве естественно-научного основания. Ухтомский(разработал понятие доминанта-господствующий очаг возбуждения; его идеи связывают в единый узел Y-ию мотивации, познания, общения, Л-ти). Третий этап- 1923-1930г. -поиск путей построения Марксистской Y-ии. Задача - создать науку, которая бы соответствовала идеологии того t-и. Появилось 2 направления перестройки Y-ии: 1-рефлексология, 2-реактология. 1- основатель Бехтерев -в ее основе положение о том, что нет вообще ни одного сознательного процесса мысли, который не выражался бы в 0-ных проявлениях => Предмет изучения рефлексологии- все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Методы- Q-ные методы (внешнее наблюдение). Пик 1-я в середине 20-х г. в Ленинграде и Харькове. 2- Идеи были сформулированы Корниловым Константин Николаевичем( ученик Челпанова)- трактовалась как наука о поведении живых существ. Задача- исследование поведения как совокупности реакций чел-а на биосоциальные раздражители. С помощью эксперементальных методов изучались- быстрота, сила и форма протекания реакций. 1 и 2-непосредственно влияли на Т-е и становление прикладных отраслей Y-ии-психотехника и педология (20-нач.ЗО-х г.). Психотехника-Шпильрейн и Геллерштейн(проф. Отбор, адаптация рабочего места, и т.п.). Педология- Нечаев Андрей Петрович, Басов Михаил Яковлевич, Павел Петрович Блонский, П.Я.Гальперин, Выготский, Леонтьев- решали проблемы, связанные с рационализацией педолог-го процесса. Психотехнику и педологию запретили в момент интенсивного и плодотворного творчества ведущих учень1х, что нанесло ущерб Y-ии в нашей стране. Четвертый этап-30-40г (далее хронологической последоват-ти в истории Y-ии нет).Рубинштейн Сергей Леонидович -разработал методологический принцип Y-ии, принцип сознания и Д-ти, однако основой 1-я Д-го подхода стала культурно-историч. Y-ия Выготского. Леонтьев Алексей Николаевич-кн. « Д-ть, сознание, Л-ть», Понятие Д-ть-главная образующая психики, движущая сила 1-я. Цель исслед-ия - разработка структурного анализа Д-ти , выделение в ней компонентов и уровней; доказывал ведущее значение культуры, межЛ-го общения для сложного процесса восхождения от индивида к Л-ти, изучал проблему Т-я психики. В процессе становления отечеств. Y-ии 2 научные школы: Московская псих-ая шк.-МГУ -Выготский, Петровский А.В., Лурия А.Р., Теплов БорисМихайлович, Смирнов АнатолийАлексанр. и др. Ленинград, псих-ая шк.-Бехтерев, Ананьев Б.Г., и др. Разногласия 2-х псих-их шк. - сосредоточены вокруг проблемы Л-ти, биолог. И социально обусловленные свойства Л-ти. В196бг.-открылись ф-ты Y-ии в МГУ и ЛГУ.


Понятие конфликта
Существует несколько толкований понятия конфликт. Одним из них является такое: конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Конфликт не всегда имеет положительный характер. Он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей группы ...

Характеристика психолог, особ-тей Р-я подростков и юношей
Выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени произошло во 2-ой половине 19 века в промышленно Т-тых странах. Подр. Воз-т -11-15л., вед. Д-ть-интимно-Л-ное общение; юношеский-16--17-18л.(10-11кл.),вед.Д-ть- проф. самоопределение (осознанное учение, формирование ценностей, идеалов, мировоззрения). Хар-зуя особ-ти подр-го ...

Природа характера и особенности его формирования
«Психические свойства человека – это специфическое проявление высшей нервной деятельности, основанием которой являются его врожденные особенности, чьи своеобразные комбинации (сила, уравновешенность, подвижность) проявляются в типах темперамента. Врожденный тип нервной системы с первых дней жизни находится под влиянием условий жизни, во ...