Основные этапы развития отечественной П-ии в 20-м веке

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Основные этапы развития отечественной П-ии в 20-м веке

Первый период 1-я отечест. Y-ии- до революционный (до 17 года), 1-сь естественно­научные взгляды на Y-ию, в основе взгляды Сеченова Ивана Михайловича(рефлексы, центральное торможение, обратная связь), БехтеревавладимирМихайлов.(Принципы рефлексологии, индивид, индивидуальность, Л-ть, доминанта), Павлова Ивана Петровича(учение о ВНД-и, условный рефлекс, анализаторы).В это t возникло учение о рефлексе, к-ое оказало влияние на возникновение бихевиоризма. 1914г.-открытие 1го в России псих-го института при МГУ - основатель Георгий Иванович Челпанов.(В своей псих-ой концепции он отстаивал принцип «чистой, эмпирической» психологии. Доказывал, что Y-ия - независимая, самостоят, экспериментал. наука. Ее предметом явл. изучение S-ых состояний сознания. Т.о. Челпанов считал Y-ию наукой о сознании, феномены которой не м.б. сведены к физиологич. явлениям или выведены из них. Способствовал установлению эксперимента, как метода псих-го исслед-нйя). Второй этап- период1922-23г.- период разработки естественно-научных основ в Y-ии. Осуществлялась попытка приблизить естественные науки к Y-ии т.о. чтобы сделать естествознание ее фундаментом(физиол., биол., хим., физ.).1923-г.- книга Павлова И.П. «20-ти летний опыт».В книгах Ухтомского Алексей Алексеевича содержалась развернутая система задач, в к-ой предстояло решить задачи совместно с физиологами. Проблема физиологических основ псих-их процессов разрабатывалась с этого t-и строго научно и ее решение входит в отечеств. Y-ию в качестве естественно-научного основания. Ухтомский(разработал понятие доминанта-господствующий очаг возбуждения; его идеи связывают в единый узел Y-ию мотивации, познания, общения, Л-ти). Третий этап- 1923-1930г. -поиск путей построения Марксистской Y-ии. Задача - создать науку, которая бы соответствовала идеологии того t-и. Появилось 2 направления перестройки Y-ии: 1-рефлексология, 2-реактология. 1- основатель Бехтерев -в ее основе положение о том, что нет вообще ни одного сознательного процесса мысли, который не выражался бы в 0-ных проявлениях => Предмет изучения рефлексологии- все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Методы- Q-ные методы (внешнее наблюдение). Пик 1-я в середине 20-х г. в Ленинграде и Харькове. 2- Идеи были сформулированы Корниловым Константин Николаевичем( ученик Челпанова)- трактовалась как наука о поведении живых существ. Задача- исследование поведения как совокупности реакций чел-а на биосоциальные раздражители. С помощью эксперементальных методов изучались- быстрота, сила и форма протекания реакций. 1 и 2-непосредственно влияли на Т-е и становление прикладных отраслей Y-ии-психотехника и педология (20-нач.ЗО-х г.). Психотехника-Шпильрейн и Геллерштейн(проф. Отбор, адаптация рабочего места, и т.п.). Педология- Нечаев Андрей Петрович, Басов Михаил Яковлевич, Павел Петрович Блонский, П.Я.Гальперин, Выготский, Леонтьев- решали проблемы, связанные с рационализацией педолог-го процесса. Психотехнику и педологию запретили в момент интенсивного и плодотворного творчества ведущих учень1х, что нанесло ущерб Y-ии в нашей стране. Четвертый этап-30-40г (далее хронологической последоват-ти в истории Y-ии нет).Рубинштейн Сергей Леонидович -разработал методологический принцип Y-ии, принцип сознания и Д-ти, однако основой 1-я Д-го подхода стала культурно-историч. Y-ия Выготского. Леонтьев Алексей Николаевич-кн. « Д-ть, сознание, Л-ть», Понятие Д-ть-главная образующая психики, движущая сила 1-я. Цель исслед-ия - разработка структурного анализа Д-ти , выделение в ней компонентов и уровней; доказывал ведущее значение культуры, межЛ-го общения для сложного процесса восхождения от индивида к Л-ти, изучал проблему Т-я психики. В процессе становления отечеств. Y-ии 2 научные школы: Московская псих-ая шк.-МГУ -Выготский, Петровский А.В., Лурия А.Р., Теплов БорисМихайлович, Смирнов АнатолийАлексанр. и др. Ленинград, псих-ая шк.-Бехтерев, Ананьев Б.Г., и др. Разногласия 2-х псих-их шк. - сосредоточены вокруг проблемы Л-ти, биолог. И социально обусловленные свойства Л-ти. В196бг.-открылись ф-ты Y-ии в МГУ и ЛГУ.


Индивид.-психологические особен-ти личности. Характер и темперамент
К индив.-психолог, особенностям относят: 1. Половозрастные особенности, которые распадаются на возрастные стадии эволюции и онтогенез полового диформизма. 2.Индивидуально-типические свойства: конструкция индивида; 2)функциональная асимметрия; 3)нейтродинамические свойства мозга. Данные индив.-психол. свойства являются первичными. Они оп ...

Изучение внимания детей младшего школьного возраста. Цели, задачи, методы исследования.
Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы № 173 города Нижнего Новгорода. Цель: исследование особенностей внимания учащихся начальных классов. Задачи: 1. Подобрать методики изучения внимания учащихся; 2. Провести исследование внимания дет ...

Строение тела и темперамент
Мы различаем людей по их телесному строению, по росту, очер­таниям лица и затем по их характерным особенностям, темперамен­ту, способу реагировать, чувствовать и действовать. В высшей степе­ни характерно, что именно эти два больших комплекса явлений, строе­ние тела и темперамент, находятся друг с другом во внутренних биологических отнош ...