Цели, задачи, принципы и этапы реализации программы психологической поддержки детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и обучения их способам сотрудничества
Страница 1

Статьи по психологии » Психологические особенности общения младших школьников » Цели, задачи, принципы и этапы реализации программы психологической поддержки детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и обучения их способам сотрудничества

На основе проведенного диагностического обследования особенностей развития общения у детей младшего школьного возраста выяснили, что эти дети отличаются от своих сверстников из благополучных семей по уровню произвольности, способности управлять общением. Для этих детей мы разработали специальную программу, в которой в качестве основы заложили стадии развития произвольного общения, разработанные Г.Г. Кравцовым.

Цель программы: психологическая поддержка детей из неблагополучных семей и обучение их способам сотрудничества со взрослым и сверстниками.

Задачи:

1. Развитие индивидуальной деятельности детей на основе расширения содержательных личных интересов.

2. Объединение детей в пары и микрогруппы на основе общего содержания индивидуальной деятельности.

3. Организация совместно-распределенной деятельности на основе развития интересов и объединения их в единый контекст общения.

Участники: дети из неблагополучных семей – 6 человек.

Форма проведения: групповое занятие длительностью 45 минут.

Количество: 12 занятий с периодичностью 2 раза в неделю.

В психолого-педагогической литературе выделены основные линии развития детских интересов в младшем школьном возрасте: книга, коллекционирование, путешествие, игры с правилами, страшные истории, журнал-самоделка, театр, изготовление игрушек. Именно эти интересы стали основными линиями содержательных отношений детей и взрослого (психолога).

В ходе анализа литературных источников мы выяснили, что существуют этапы развития коллективно-распределенной деятельности, причем первый этап связан с развитием индивидуальной деятельности ребенка. В концепции Г.Г. Кравцова – способность ребенка к развернутой, инициативной самостоятельной деятельности – это фундамент, на котором закладывается его способность выстраивать содержательные отношения с другими людьми. Именно поэтому первый этап нашей программы – это диагностика интересов детей, выявление основных сфер его увлечений.

Зная то, что отличает каждого ребенка, можно найти общие точки соприкосновения детских контекстов и на этой основе выстроить новое содержание общения и совместной деятельности. На втором этапе – важно создать условия для демонстрации детьми собственных успехов в области увлечения, для обмена опыта, расширения в том направлении, в котором двигается мысль ребенка. Далее, объединить детей в пары и микрогруппы по тем «точкам соприкосновения», которые возможны в мире их увлечений. На последнем этапе создать условия для объединения микрогрупп в группу на основе определения новых возможностей развития общего контекста общения. Переход от одного этапа к другому происходит в индивидуальном темпе.

Все двенадцать занятий имеют вводную, основную, заключительные части. Во вводной части используются задания для эмоционального сближения детей, создания комфортных условий для совместной деятельности. В ходе отдельных упражнений дети узнают друг друга.

В основной части занятия предлагаются задания, которые направлены на развитие индивидуальной, микрогрупповой и групповой деятельности детей (от первого к последнему занятию). При этом каждый ребенок имеет возможность «поделиться» собственным контекстом с другими детьми, реализовать свою идею и посмотреть, как это сделал другой ребенок. Приближаясь к коллективно-распределенной деятельности, психолог наиболее интенсивно прорабатывает в беседе с детьми индивидуальный и общие смысловые аспекты взаимодействия, с тем, чтобы исходя из общего смыслового поля, вырабатывались способы реализации возникших идей. При создании программы мы опирались на знание о том, что распределение ролей, функций при реализации любого дела имеет необходимым этапом – обсуждение смысла задания. Только после того, как каждый ребенок «открыл» для себя смысл совместной деятельности, он внутренне включен в реализацию общего дела, выполняя какую-либо часть общей работы.

Страницы: 1 2 3


Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности — служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего те ...

Теоретические основы использования компьютерных технологий в коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста. Психология овладения актом чтения в норме у детей младшего школьного возр
Проблема обучения чтению - одна из важнейших в педагогическом процессе и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов (Б.Г. Ананьев [2], М.С. Васильева [7], В.И. Городилова [11], Л. И. Климанова [24], Р.Ф. Спирова [41] и др. Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвига ...

Взаимодействие типа темперамента и социометрического статуса в группе. Выявление типа темперамента
Тип темперамента исследовался при помощи теста-опросника Айзенка. (см. приложение 1). Опросник составлен английскими психологами Айзенком в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Оба эти ...