Задание №5

В эксперименте по исследованию интермодального переноса получено, что в одной группе испытуемых (14 человек) более эффективным оказалось тактильное ознакомление с последующим зрительным узнаванием (8 человек из 14), тогда как во второй группе (10 человек) только для троих испытуемых этот вид переноса образа был эффективнее, чем перенос в направлении зрение-осязание.

Значимы ли различия этих двух групп испытуемых в части эффективности переноса осязание-зрение?

Для решения подходит угловой φ - критерий Фишера

Группы

Перенос

Осязание-зрение

Перенос

Зрение-осязание

Всего

№1

8 (57,14%)

6 (42,85%)

14

№2

3 (30%)

7 (70%)

10

Всего

11

13

Сформулируем гипотезы

Н0: доля испытуемых в первой группе, в части эффективности переноса осязание-зрение, не превосходит долю таких же испытуемых во второй группе.

Н1: доля испытуемых в первой группе в части эффективности переноса осязание-зрение превосходит долю таких же испытуемых во второй группе.

Определяем величины φ1 и φ2 по Таблице XII приложения 1 (Сидоренко Е. В.) Напомним, что φ1 - это всегда угол, соответствующий большей процентной доле.

φ 1 (57,14%)) = 1,713

φ 2 (30%) = 1,159.

φ эмп. = (φ1 - φ2) √ n 1* n 2/n1 + n2 = (1,713 - 1,159) √ 14 * 10/14+10 = 1,339;

По Табл. XIII Приложения 1 определяем, какому уровню значимости соответствует эта величина: р=0,092

Для практики этот уровень мал, поэтому следует сравнить

φ эмп. с φ кр.={ 1,64 (p ≤ 0,05) | 2,31 (p ≤ 0,01)

Полученное значение φ находится вне зоны значимости, Н0 принимается.

Ответ: различия двух групп испытуемых в части эффективности переноса осязание-зрение незначимы.


Понятие о воображении. Его виды
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как в ...

Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте
Л.С. Выготский считал, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это своеобразная переходная ступень – ребенок уже не дошкольник и еще не школьник. По мнению Л.С. Выготского ребенок семи лет отличается, прежде всего, утратой детск ...

Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных. Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
При проведении обследования должно быть учтено следующее. Помещение должно быть отдельным, с площадью не менее 2 кв. м на одного человека; - иметь достаточную освещенность без мигающего света, гудящих ламп; - находиться вдали от шумных частей здания (коридоров, цехов и тому подобное); - должно проветриваться, не иметь отвлекающих за ...