Задание №5
В эксперименте по исследованию интермодального переноса получено, что в одной группе испытуемых (14 человек) более эффективным оказалось тактильное ознакомление с последующим зрительным узнаванием (8 человек из 14), тогда как во второй группе (10 человек) только для троих испытуемых этот вид переноса образа был эффективнее, чем перенос в направлении зрение-осязание. Нутрициолог Москва врач диетолог нутрициолог.
Значимы ли различия этих двух групп испытуемых в части эффективности переноса осязание-зрение?
Для решения подходит угловой φ - критерий Фишера
Группы |
Перенос Осязание-зрение |
Перенос Зрение-осязание |
Всего |
№1 |
8 (57,14%) |
6 (42,85%) |
14 |
№2 |
3 (30%) |
7 (70%) |
10 |
Всего |
11 |
13 |
Сформулируем гипотезы
Н0: доля испытуемых в первой группе, в части эффективности переноса осязание-зрение, не превосходит долю таких же испытуемых во второй группе.
Н1: доля испытуемых в первой группе в части эффективности переноса осязание-зрение превосходит долю таких же испытуемых во второй группе.
Определяем величины φ1 и φ2 по Таблице XII приложения 1 (Сидоренко Е. В.) Напомним, что φ1 - это всегда угол, соответствующий большей процентной доле.
φ 1 (57,14%)) = 1,713
φ 2 (30%) = 1,159.
φ эмп. = (φ1 - φ2) √ n 1* n 2/n1 + n2 = (1,713 - 1,159) √ 14 * 10/14+10 = 1,339;
По Табл. XIII Приложения 1 определяем, какому уровню значимости соответствует эта величина: р=0,092
Для практики этот уровень мал, поэтому следует сравнить
φ эмп. с φ кр.={ 1,64 (p ≤ 0,05) | 2,31 (p ≤ 0,01)
Полученное значение φ находится вне зоны значимости, Н0 принимается.
Ответ: различия двух групп испытуемых в части эффективности переноса осязание-зрение незначимы.
Вывод
Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистин ...
От предсказания к сенситизации
Главной задачей психологии традиционно считается предсказание и контроль поведения. С нашей точки зрения, такое понимание задачи уводит нас в ложном направлении и не оправдывает проведение научных исследований. Сформулированные нами принципы человеческого поведения могут иметь ограниченную во времени предсказательную силу, и даже само и ...
Понятие личности в психологии. Понятие личности и структура личности
Понятие "личность" многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. каждая из наук изучает его в своем специфическом аспекте. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении м ...