Исследование уровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков. Организация и методы исследования локуса контроля
Целью исследования является определение уровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков,
и в обычных семьях.
Для достижения поставленной цели мы определили задачи:
1. Используя методику исследования уровня субъективного контроля, разработанную в НИИ им, В.М. Бехтерева на основании шкалы локус контроля Дж. Роттера, определить уровень субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков.
2. Используя методику исследования уровня субъективного контроля, разработанную в НИИ им, В.М. Бехтерева на основании шкалы локус контроля Дж. Роттера, обследовать детей, воспитывающихся в обычных семьях.
3. Обработать и проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: организационный (сравнительный метод -сопоставление различных групп), эмпирический (опросник УСК), способ обработки данных (математический), интерпретационный (структурный метод).
Методика: Локус контроль
Цель методики: быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.
Автор: Д. Роттер
Параметры, по которым характеризуются результаты:
"I" -ориентация -позиция между крайними типами И и Е;
"I+" -аналогично - в области достижений;
"I-" -аналогично - в области неудач;
"Iс" -аналогично - в области семейных отношений;
"Iп" -аналогично - в области производственных отношений;
"Iм" -аналогично - в области отношений с людьми;
"Iз" -аналогично - в области здоровья.
И восьмая, дополнительная, шкала "неискренность", которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах. При очень больших значениях по этой шкале результаты тестирования считаются недостоверными.
С целью изучения уровня субъективного контроля, было проведено обследование группы подростков из семей алкоголиков (группа №1 - 10 человека в возрасте 13 - 14 лет) и, для сравнения, группы подростков из непьющих семей (группа №2 - 10 человека в возрасте 13 - 14 лет) с последующим сравнительным анализом полученных данных.
Каждому испытуемому предлагался опросник УСК из 44 пунктов.
Группы были проинструктированы: «Вам будут предложены 44 вопроса, на которые нужно ответить «да» (+) или «нет» (-) в зависимости от того, согласны Вы с данным утверждением, свойственно ли Вам то, о чем говорится в утверждении или нет. Вопросы необходимо нумеровать».
Опрос проводился путем самозаполнения анкеты в классе в присутствии школьного психолога.
Выбор данной возрастной категории подростков обусловлен рядом обстоятельств, среди которых период подросткового кризиса, определенный этап жизненного цикла в связи с ближайшим завершением неполного среднего образования, способность самостоятельно заполнить анкету, период «проблемности» во взаимоотношениях с родителями в связи с потребностью в автономии и др.
Литературный обзор проблемы современных исследований ФС
В нашей работе мы ознакомились с некоторыми современными работами посвящёнными изучению функциональных состояний специалистов разных областей деятельности, а именно:
1. Рассмотрели особенности психологического состояния профессионалов при использовании компьютерных средств труда (2004 – 2005_mailto: mosmeddinic.ru)
2. Изучили особенно ...
Программа развития самооценки младших школьников
Цель
: формирование адекватной самооценки у младших школьников.
Задачи:
1. Снизить уровень эмоционального напряжения.
2. Повысить уверенность детей в себе.
3. Развивать способность видеть в себе «хорошее».
4. Формировать коммуникативные навыки.
5. Развивать способность позитивного отношения к людям.
Предмет развития:
самооценка ...
Знания и свобода поведения
В психологии принято, что ученый не сообщает своих теоретических предпосылок субъекту до или в ходе исследования. Исследование Rosenthal (1966) показало, что самые легчайшие намеки относительно ожиданий экспериментатора могут изменить поведение субъекта. Поэтому в соответствии с научными стандартами для проведения исследований нам требу ...

