Исследование уровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков. Организация и методы исследования локуса контроля

Статьи по психологии » Исследование уровня субъективного контроля » Исследование уровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков. Организация и методы исследования локуса контроля

Целью исследования является определение уровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков,

и в обычных семьях.

Для достижения поставленной цели мы определили задачи:

1. Используя методику исследования уровня субъективного контроля, разработанную в НИИ им, В.М. Бехтерева на основании шкалы локус контроля Дж. Роттера, определить уровень субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков.

2. Используя методику исследования уровня субъективного контроля, разработанную в НИИ им, В.М. Бехтерева на основании шкалы локус контроля Дж. Роттера, обследовать детей, воспитывающихся в обычных семьях.

3. Обработать и проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: организационный (сравнительный метод -сопоставление различных групп), эмпирический (опросник УСК), способ обработки данных (математический), интерпретационный (структурный метод).

Методика: Локус контроль

Цель методики: быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

Автор: Д. Роттер

Параметры, по которым характеризуются результаты:

"I" -ориентация -позиция между крайними типами И и Е;

"I+" -аналогично - в области достижений;

"I-" -аналогично - в области неудач;

"Iс" -аналогично - в области семейных отношений;

"Iп" -аналогично - в области производственных отношений;

"Iм" -аналогично - в области отношений с людьми;

"Iз" -аналогично - в области здоровья.

И восьмая, дополнительная, шкала "неискренность", которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах. При очень больших значениях по этой шкале результаты тестирования считаются недостоверными.

С целью изучения уровня субъективного контроля, было проведено обследование группы подростков из семей алкоголиков (группа №1 - 10 человека в возрасте 13 - 14 лет) и, для сравнения, группы подростков из непьющих семей (группа №2 - 10 человека в возрасте 13 - 14 лет) с последующим сравнительным анализом полученных данных.

Каждому испытуемому предлагался опросник УСК из 44 пунктов.

Группы были проинструктированы: «Вам будут предложены 44 вопроса, на которые нужно ответить «да» (+) или «нет» (-) в зависимости от того, согласны Вы с данным утверждением, свойственно ли Вам то, о чем говорится в утверждении или нет. Вопросы необходимо нумеровать».

Опрос проводился путем самозаполнения анкеты в классе в присутствии школьного психолога.

Выбор данной возрастной категории подростков обусловлен рядом обстоятельств, среди которых период подросткового кризиса, определенный этап жизненного цикла в связи с ближайшим завершением неполного среднего образования, способность самостоятельно заполнить анкету, период «проблемности» во взаимоотношениях с родителями в связи с потребностью в автономии и др.


Природа и теории эмоций
Факт тесной связи эмоций с жизненными процессами указывает на природное происхождение по крайней мере самых простейших эмоций. Во всех тех случаях, когда жизнь живого существа замирает, частично или полностью утрачивается, прежде всего обнаруживается, что исчезли ее внешние, эмоциональные проявления. Участок кожи, временно лишенный кров ...

Психодиагностическое изучение личности
Личностные тесты позволяют измерять различные аспекты поведеня личности. Которые напрямую не связаны с уровнем интеллектуального развития. В психодиагностике термин «тест личности» включает сферу измерения характеристик, подобных эмоциональной устойчивости/ особенностей межличностных отношений, мотивации, интересов, ценностей и др. Выде ...

Классификация игр
В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельно ...