Принцип единства сознания и деятельности как конкретизация принципа детерминизма

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Принцип единства сознания и деятельности как конкретизация принципа детерминизма

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте пс. образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности. Это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потр-ти.

Сознание – высший уровень пс. отражения действительности, присущий только чел-ку, в результате чего достигается познание и преобразование окр. дейст-ти.

Суть принципа ед-ва сознания и деят-ти заключ. в том, что деят-ть понимается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. Деят-ть понимается как форма активности сознания.

Функция сознания заключается в формировании целей деят-ти, в предварительном мысленном построении д-ий и предвидений их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деят-ти чел-ка. Сознание, психика каждого конкретного индивида в данный момент представляет собой продукт развития личности и этого индивида в процессе всей его жизни. При этом основным фактором, формирующим психику чел-ка, является деят-ть. Чем более глубоко и подробно знаем мы жизненный путь чел-ка, ту деят-ть, которой он занимался, ее результаты, тем более точно и всесторонне мы м. оценить личность, а, следовательно - оказывать эффективное воздействие на нее.

С. и Д. взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основное позитивное содержание положения о единстве С. и Д. заключается в утверждении и взаимосвязи и взаимообуслов-ти: Д. чел-а обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов, свойств, а последние, осуществляя регуляцию чел. Д-и и является условием их адекватного выполнения. Люди осуществляют ту или иную Д., психологическую структуру которой составляют общие цели, мотивы и способы. Вместе с тем Д. оказывает формирующее влияние на психику каждого чел-а, которая в свою очередь проявляется в Д. Поэтому анализ результатов Д. индивида, его поступки позволяют психологу судить о мотивах его поведения, оценивать другие свойства его Л.

Сознание и деят-ть – узловые понятия психологии как науки. Систематич. разработка принципа ед-ва С. и Д. началась в 30е г.г. XX в. (Ананьев, Леонтьев, Рубинштейн, Теплов и др.). Рубинштейн впервые выдвинул положение о ед-ве С. и Д.: «Д. и С. не есть два в разне стороны обращенных аспекта, они образуют органическое целое, не тождество, но единство». Данный принцип представляет собой конкретизацию принципа детерминизма, важным этапом в реализации которого стало создание Выготским культурно-исторической концепции.

Принцип детерминизма: означает, все сущ-ее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Все пс. явл-я понимаются как вторичное образование, как явл-я, обусловленные действительностью => при изучении пс. явл-й принцип детер-ма предполагает обязательное установление причин, которые вызвали эти явл-я. Детерминация (причинность)- генетическая связь явлений, порождение причиной последующего следствия. Детер-зм - это один из главных объяснительных принципов научного познания, он выступает в форме причинности (каузальности), как совокупность обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Виды детер-ма:

a. Системный детер-зм - это зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого.

b. Детер-зм обратной связи - это следствие воздействий на вызванную его причину.

c. Детер-зм статистический - при сходных причинах возникают различные эффекты, подчиненные статистической закономерности.

d. Целевой детер-зм - предваряющая результат цель, определяет процесс достижения.


Формирование психологического знания во второй половине XIX века
Середина XIX века - период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ...

Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века
XIX век – один из самых знаменательных этапов в русской истории и русской науке. Ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и в России, наконец, произойдет реформирование уклада и просвещение. О ...

Развитие восприятия и тест Мюнстерберга на восприятие
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ - качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта - его процесс и результат. Характерно, что самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом эталонов сенсорных и при ...