Виды мышления. Интуиция. Креативность

Мышление - это ВПФ, процесс познават. д-ти индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Рубинштейн: «Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях».

Виды мышления (А.Г. Маклаков)

1. По форме:

а) наглядно-действенное - сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами (сознание конкретного материального продукта);

б) наглядно-образное - мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти;

в) абстрактно-логическое - мышление в форме абстрактных понятий, логических конструкций (отвлеченные понятия и рассуждения).

2. По характеру:

а) теоретическое, которое делится на понятийное и образное;

б) практическое, которое делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.

· Понятийное - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов к какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

· Образное - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы, которые непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно решить задачу.

Рубинштейн: «Наглядное мышление и мышление теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно; оно не означает внешней полярности, но оно существенно. Они явл. равно адекватными способами познания различных сторон объективной действительности».

3. По степени развернутости:

а) аналитическое;

б) интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малоосознанностью.

Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения». Фрейд: «Это скрытая в глубинах бессознательного первопричина творческого акта». Это необходимый, внутреннеобусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения - в частности, логических программ поиска решения задач. Интуиция трактуется и как специфицеская способность, и как целостное охватывание условий проблемной ситуации, и как мех-м творческой деятельности.

4. По степени новизны:

а) репродуктивное

б) продуктивное.

Также выделяют:

1) реалистическое - правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным и аустическое - связанное с уходом от действительности во внутренние переживания, оно продолжает иллюзии, а не истины, логическое несоответствие действительности;

2) непроизвольное и произвольное;

3) конвергентное - связано с решением задач, имеющих единственный правильный ответ и дивергентное (творческое) - порождение оригинальных творческих идей.

4) Критическое - направлено на выявление недостатков в суждениях других людей и творческое - связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Это есть креативность.

Исследованием креативности занимались Гилфорд, К.Халл, Р.Томпсон и др. Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Согласно Маслоу - творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Изучение факторов творческих достижений ведется в 2-х направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы; 2) анализ творческого мышления и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении, необычность высказываний, стремление к интеллектуальной новизне и прочее.


Выявление уровня сформированности навыка чтения у младших школьников
Используя данные методики нами, были получены следующие результаты (таблица 2 в приложении 5). Норма чтения во 2 классе 40-50 слов в минуту. Как видно из таблицы, разница между результатом конкретного ребенка и предъявляемым нормам значительна. Высокий уровень по результатам исследования не показал ни один учащийся младшего школьного в ...

Способы разрешения конфликтов
Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со спо­собом его разрешения. Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т.е. в данном случае способ преодо­ления конфликтной ситуации, решения проблемы, приведшей к конфликту. Следовательно, путь к урегулир ...

Эффективный руководитель
Все мы работаем, и нам не безразлично, кто нами руководит. В этом разделе речь пойдет не просто о руководителе вообще, а именно об эффективном руководителе. Любая организация, предприятие может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная. Соответственно двум этим организационным структурам присущи типы отношений людей: ...