Виды мышления. Интуиция. Креативность
Мышление - это ВПФ, процесс познават. д-ти индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Рубинштейн: «Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях».
Виды мышления (А.Г. Маклаков)
1. По форме:
а) наглядно-действенное - сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами (сознание конкретного материального продукта);
б) наглядно-образное - мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти;
в) абстрактно-логическое - мышление в форме абстрактных понятий, логических конструкций (отвлеченные понятия и рассуждения).
2. По характеру:
а) теоретическое, которое делится на понятийное и образное;
б) практическое, которое делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.
· Понятийное - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов к какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
· Образное - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы, которые непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно решить задачу.
Рубинштейн: «Наглядное мышление и мышление теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно; оно не означает внешней полярности, но оно существенно. Они явл. равно адекватными способами познания различных сторон объективной действительности».
3. По степени развернутости:
а) аналитическое;
б) интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малоосознанностью.
Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения». Фрейд: «Это скрытая в глубинах бессознательного первопричина творческого акта». Это необходимый, внутреннеобусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения - в частности, логических программ поиска решения задач. Интуиция трактуется и как специфицеская способность, и как целостное охватывание условий проблемной ситуации, и как мех-м творческой деятельности.
4. По степени новизны:
а) репродуктивное
б) продуктивное.
Также выделяют:
1) реалистическое - правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным и аустическое - связанное с уходом от действительности во внутренние переживания, оно продолжает иллюзии, а не истины, логическое несоответствие действительности;
2) непроизвольное и произвольное;
3) конвергентное - связано с решением задач, имеющих единственный правильный ответ и дивергентное (творческое) - порождение оригинальных творческих идей.
4) Критическое - направлено на выявление недостатков в суждениях других людей и творческое - связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Это есть креативность.
Исследованием креативности занимались Гилфорд, К.Халл, Р.Томпсон и др. Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Согласно Маслоу - творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Изучение факторов творческих достижений ведется в 2-х направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы; 2) анализ творческого мышления и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении, необычность высказываний, стремление к интеллектуальной новизне и прочее.
Социальное взаимодействие в повседневной жизни
Реальность повседневной жизни я разделяю с другими людьми. Но как эти другие воспринимаются в повседневной жизни? Опять-таки можно различать несколько способов такого восприятия. Наиболее важно восприятие других людей в ситуации лицом-к-лицу, которая представляет собой прототип социального взаимодействия. Все другие случаи — отклонения ...
Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе
Проблемой памяти занимались: ЛСВ, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П.П. Блонский, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Г. Эббингауз, Б. В. Зейгарник и многие другие.
Память - это психич. процесс, получения, сохранения и воспроизведения инф-ции об окруж. мире. Память лежит в основе способностей ч-ка, является условием научения, приобретения знани ...
Категория сознания в психологической науке
В психологии, сознание - один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.
Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.[13]
Сознание - это результат творческого синтеза основных процессов психики:
- процесс непосредственного отражения объективной действительно ...