Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы

Малая соц. группа - немногочисленная по составу группа (от 2 - 3 до 20 - 30 человек), члены которой объединены общей соц. деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоц. отношений, групповых норм и групповых процессов. Специфический признак малой группы (в отличие от большой группы) - общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делая ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Сплоченность малой группы - одна из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития. Существуют несколько достаточно формальных признаков структуры малой группы:

- структура предпочтений;

- структура власти;

- структура коммуникаций;

- структура групповой деятельности (описание функциий каждого человека группы в этой совместной деятельности);

- эмоциональная структура группы (структура межличностных отношений);

Существует три слоя групповых структур или три уровня развития молой группы или три уровня развития групповой сплоченности:

1. непосредственные эмоциональные контакты

2. ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)

3. «ядро» (совместная групповая деятельность и ее цели) Структура малой группы:

На 1-ом уровне (поверхностный слой внутренних отношений) сплоченность выражается развитием эмоц. контактов. "

На 2-ом уровне (ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности.

На 3-м уровне интеграция группы (ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности. Внутригрупповые процессы (динамика групповой жизни) Это такие процессы, которые организуют деятельность группы, рассматривать их нужно в контексте развития группы. К таким процессам относятся:

1. Процесс образования малых групп - сюда м/б отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но итакие психологические механизмы, которые делают группой, например, феномен группового давления на индивидума (феномен конформизма, конформности) - принятие уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Различают внешнюю конформность - мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле продолжает ему сопротивляться и внутреннюю - индивид действительно усваивает мнение большинства, это и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Негативизм - индивид сопротивляется давлению группы, демонстрируя независимую позицию/ отрицая все стандарты группы. Петровский А. В. выделяет три типа поведения в малых группах: 1) внутригрупповая внушаемость, то есть бесконфликтное принятие мнения группы, 2) конфликтность - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении, 3) коллективизм - относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

2. Процессы групповой сплоченности, лидерство и принятие групповых решений. Процесс групповой сплоченности - изучается процесс становления групповых норм и ценностей, при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. См. круг Петровского о структуре-малой группы^-Бейвелас:

сплоченность зависит от реализации и операциональных целях группы - это построение оптимальной системы коммуникаций и символических целей группы - это цели, соответствующие индивидуальным намерениям группы. Лидерство - групповое явление/ лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он выдвигается в конкретной ситуации, явление лидерства менее стабильно, сфера деятельности лидера в основном малая группа, лидерство возникает стихийно.

Процесс принятия группового решения. Ему предшествует групповая дискуссия, которая позволяет сталкнуть противоположные позиции и тем самым помоч участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информацией. Если решение инициировано группой/ то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, т.к. оно превращается в групповую норму. Формы групповой дискуссии: 1) совещания 2) «брейнсторминг» («мозговая атака») -для выработки коллективного решения группа ; руководителем на две части:

Страницы: 1 2


Аспекты взаимодействия тела и психики
Тело человека — это живая, открытая, оптимально функционирующая сложнейшая, саморегулирующаяся и самообновляющаяся биологическая система с присущими ей принципами самосохранения и приспособляемости. Тело представляет собой единство множеств, поскольку определенные органы и системы органов зарождаются в эмбриональный период из конкретног ...

Описание экспериментальной выборки
На первом этапе в исследовании приняли участие 134 школьника 13-16 лет, у 59 из них было выявлено состояние одиночества. Из этой группы была сформирована экспериментальная группа, которая состояла из 38 человек. Затем случайным образом была сформирована контрольная группа, также из 38 человек. Все они являются учениками средней школы ...

Мотивация учебной деятельности
Вопрос мотивов учения подробно и наглядно представлен Б.Б. Айсмонтасом. Он выделяет ряд проблем учебной мотивации: 1. Сущности, природы, структуры учебных мотивов. 2. Взаимосвязи мотивационной ориентации и успешности познавательной деятельности. 3. Возрастных и индивидуальных особенностей учебных мотивов. 4. Формирования мотивации ...