Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы

Малая соц. группа - немногочисленная по составу группа (от 2 - 3 до 20 - 30 человек), члены которой объединены общей соц. деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоц. отношений, групповых норм и групповых процессов. Специфический признак малой группы (в отличие от большой группы) - общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делая ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Сплоченность малой группы - одна из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития. Существуют несколько достаточно формальных признаков структуры малой группы:

- структура предпочтений;

- структура власти;

- структура коммуникаций;

- структура групповой деятельности (описание функциий каждого человека группы в этой совместной деятельности);

- эмоциональная структура группы (структура межличностных отношений);

Существует три слоя групповых структур или три уровня развития молой группы или три уровня развития групповой сплоченности:

1. непосредственные эмоциональные контакты

2. ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)

3. «ядро» (совместная групповая деятельность и ее цели) Структура малой группы:

На 1-ом уровне (поверхностный слой внутренних отношений) сплоченность выражается развитием эмоц. контактов. "

На 2-ом уровне (ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности.

На 3-м уровне интеграция группы (ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности. Внутригрупповые процессы (динамика групповой жизни) Это такие процессы, которые организуют деятельность группы, рассматривать их нужно в контексте развития группы. К таким процессам относятся:

1. Процесс образования малых групп - сюда м/б отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но итакие психологические механизмы, которые делают группой, например, феномен группового давления на индивидума (феномен конформизма, конформности) - принятие уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Различают внешнюю конформность - мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле продолжает ему сопротивляться и внутреннюю - индивид действительно усваивает мнение большинства, это и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Негативизм - индивид сопротивляется давлению группы, демонстрируя независимую позицию/ отрицая все стандарты группы. Петровский А. В. выделяет три типа поведения в малых группах: 1) внутригрупповая внушаемость, то есть бесконфликтное принятие мнения группы, 2) конфликтность - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении, 3) коллективизм - относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

2. Процессы групповой сплоченности, лидерство и принятие групповых решений. Процесс групповой сплоченности - изучается процесс становления групповых норм и ценностей, при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. См. круг Петровского о структуре-малой группы^-Бейвелас:

сплоченность зависит от реализации и операциональных целях группы - это построение оптимальной системы коммуникаций и символических целей группы - это цели, соответствующие индивидуальным намерениям группы. Лидерство - групповое явление/ лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он выдвигается в конкретной ситуации, явление лидерства менее стабильно, сфера деятельности лидера в основном малая группа, лидерство возникает стихийно.

Процесс принятия группового решения. Ему предшествует групповая дискуссия, которая позволяет сталкнуть противоположные позиции и тем самым помоч участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информацией. Если решение инициировано группой/ то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, т.к. оно превращается в групповую норму. Формы групповой дискуссии: 1) совещания 2) «брейнсторминг» («мозговая атака») -для выработки коллективного решения группа ; руководителем на две части:

Страницы: 1 2


Мотивация обучения в аспирантуре углту
Представлены результаты социологического опроса, проведённого автором в мае-сентябре 2005 года среди аспирантов и соискателей УГЛТУ. Суть опроса заключалась в заполнении респондентами бланков (прил. 3). Все респонденты разделены на бюджетников и контрактников. Каждая из этих двух групп разбита на вновь поступивших и уже обучающихся в ас ...

Общая теория конфликтов
Конфликт – это спор, столкновение двух или человек или групп за обладание одним и тем же социальным благом, которое имеет одинаково высокую ценность для обеих сторон. Иными словами, конфликт возникает только тогда, когда это благо нельзя поделить. В автобусе конфликт возникает из-за свободного места, конфликт между народами – из-за жизн ...

Теоретический анализ проблемы установки в современной социальной психологии. Установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление
В ходе теоретического исследования установки, как понятия социальной психологии, нами были выделены определения понятия «установка» из различных источников российских и зарубежных авторов: Социальная установка - устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена ...