Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессыСтраница 1
Малая соц. группа - немногочисленная по составу группа (от 2 - 3 до 20 - 30 человек), члены которой объединены общей соц. деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоц. отношений, групповых норм и групповых процессов. Специфический признак малой группы (в отличие от большой группы) - общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делая ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Сплоченность малой группы - одна из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития. Существуют несколько достаточно формальных признаков структуры малой группы:
- структура предпочтений;
- структура власти;
- структура коммуникаций;
- структура групповой деятельности (описание функциий каждого человека группы в этой совместной деятельности);
- эмоциональная структура группы (структура межличностных отношений);
Существует три слоя групповых структур или три уровня развития молой группы или три уровня развития групповой сплоченности:
1. непосредственные эмоциональные контакты
2. ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)
3. «ядро» (совместная групповая деятельность и ее цели) Структура малой группы:
На 1-ом уровне (поверхностный слой внутренних отношений) сплоченность выражается развитием эмоц. контактов. "
На 2-ом уровне (ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности.
На 3-м уровне интеграция группы (ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности. Внутригрупповые процессы (динамика групповой жизни) Это такие процессы, которые организуют деятельность группы, рассматривать их нужно в контексте развития группы. К таким процессам относятся:
1. Процесс образования малых групп - сюда м/б отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но итакие психологические механизмы, которые делают группой, например, феномен группового давления на индивидума (феномен конформизма, конформности) - принятие уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Различают внешнюю конформность - мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле продолжает ему сопротивляться и внутреннюю - индивид действительно усваивает мнение большинства, это и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Негативизм - индивид сопротивляется давлению группы, демонстрируя независимую позицию/ отрицая все стандарты группы. Петровский А. В. выделяет три типа поведения в малых группах: 1) внутригрупповая внушаемость, то есть бесконфликтное принятие мнения группы, 2) конфликтность - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении, 3) коллективизм - относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.
2. Процессы групповой сплоченности, лидерство и принятие групповых решений. Процесс групповой сплоченности - изучается процесс становления групповых норм и ценностей, при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. См. круг Петровского о структуре-малой группы^-Бейвелас:
сплоченность зависит от реализации и операциональных целях группы - это построение оптимальной системы коммуникаций и символических целей группы - это цели, соответствующие индивидуальным намерениям группы. Лидерство - групповое явление/ лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он выдвигается в конкретной ситуации, явление лидерства менее стабильно, сфера деятельности лидера в основном малая группа, лидерство возникает стихийно.
Процесс принятия группового решения. Ему предшествует групповая дискуссия, которая позволяет сталкнуть противоположные позиции и тем самым помоч участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информацией. Если решение инициировано группой/ то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, т.к. оно превращается в групповую норму. Формы групповой дискуссии: 1) совещания 2) «брейнсторминг» («мозговая атака») -для выработки коллективного решения группа ; руководителем на две части:
Ощущения как психический познавательный процесс
В качестве психических процессов выступают ощущения, восприятие, мышление, память, воображение. В зависимости от задачи, на которую направляется деятельность, она принимает форму того или иного процесса. Все психические процессы имеют личностномотивационный компонент. В современной психологии существует тенденция относить ощущение и вос ...
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности ( I глава)
(Berger, P. L., Luckmann, T. The Social Construction of Reality.A Treatise on sociology of Knowledge. 1966)
Содержание
Введение: Проблема социологии знания
I. Основы знания повседневной жизни
1. Реальность повседневной жизни
2. Социальное взаимодействие в повседневной жизни
3. Язык и знание в повседневной жизни ...
Теоретические основы гармоничного развития детей до
и после рождения. Психологические
особенности развития детей во внутриутробный период
Обычно не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. А наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором на возникающую психи ...