Методология экспериментального психологич. Исследования

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Методология экспериментального психологич. Исследования

Методология- это учение о структуре логич. организации, методах и средствах науч. Д-ти. Методология- это сис-ма пр-пов и способов организации и построения теоретической и практической Д-ти и учение об этой сис-ме. Методология почти неизменна, она организует и регулирует работу мысли. Методологическое знание выступает в виде предписаний и норм, а-ые фиксируют содержание и последовательность видов Д-ти + описание практически выполненной Д-ти. Ф-ция методологии- в определении предмета исследования науки. Ф-ция методологич. знания- внутренняя организация и регулирование пр-са познания; постановка проблемы и проверка полученного рез-та с т. з. истинности. Роль методологии в указании на то, что: 1) должна исслед. данная наука; 2) в выработке таких способов, которые кратчайшим путем вели бы познание к выявлению сущности данного круга явлений. Выделяют 2 вида методологии: 1) философская- раскрывает механизмы функционирования и развития познания, научных теорий, специфику научного мышления; 2) специально-научная методология- а) общие научные концепции; б) методология отдельных специальных наук; в) конкретные методики исследования (наш вопрос).

Экспериментальное Y-кое исследование- это исследование, основанное на получении, анализе и обобщении опытных данных. Экспериментальное психологич. исслед-ие строится след. образом:

1) выдвижение гипотез; 2) планирование исслед-ния; 3)проведен. исслед-ия;

4)интерпретация данных; 5)опровержение или неопровержение гипотез; 6) в случае опровержения старой - формулирование новой гипотезы. В любом исслед-ии д.б. проблема. Под проблемой исследования понимается какой-то глобальный, еще не решенной в науке и практике вопрос. Проблема исслед. обычно шире его темы и включ. в себя список логически связанных ??-ов, а-ые напрямую соотносятся с содержанием проведенного обзора и анализа лит-ры с разработанной теорией, касающейся исслед-ний науч. проблемы (проблема: совершенство-вание методов обучения детей).

Цель исслед-я- это промежуточные и конечные научные и практические рез-ты, а-ые д.б. достигнуты в итоге его проведения. Проблема- более общее, цель- более конкретное. Цель всегда одна. В проблеме только указывается трудно разрешимый вопрос, а цели должны содерж. рез-ты того исслед., а-ое мы проводим. Пр: Цель-ускорить пр-с развития учащихся.

ЗадачиСих множество)-это содержание всех последов-ных этапов организации и проведен, исслед.

0-т исслед-я- материальный или идеальный Q-т, который в данном случае изучается, т.е. с которым проводится планируемое экс-ное исслед-ие (одуш : люди, группы). Предмет исслед-я- сторона Q-та исслед-я, которая в данном случае изучается. Гипотеза- это утверждение предположительного хар-ра, для выдвижения и экс-ой проверки которого требуются веские основания научного и практического характера. В любом исслед. должны присутствовать гипотезы: общие(1шт,- в рез-те проведенного экс-та пр-с умет. развития детей будет ускорен), частные (2шт.- к ускорению пр-са развития детей приведут применяемые в экс-ном исслед-и средства психолого-пед-го воздействия) и рабочие (Зшт.- применение данного типа задач привело к ускорению развития познават. пр-сов.; применение данных приемов привело к ускорению развития познават. пр-сов). Требования к гипотезе: 1) формулировка гипотезы д.б. тах точной и сравнительно простой. Не д.б неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий; 2) гип. д.б. проверяемой, т.е. доказуемой экс-ным путем; 3) гип. должна объяснять весь круг явлений, на которые распростр-ся содержащиеся в ней утверждения.


Теории развития речи
Рассмотрим основные психологические теории, процесс формирования речи. Одна из них - теория Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой ре ...

Классификация диагностического инструментария
Существует ряд классификаций диагностических средств, данная классификация базируется на делении исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный, с выделением в рамках последнего особого психодиагностического метода (Бурлачук). Он конкретизируется автором в трех основных диагностических подходах объек ...

Описание и представление результатов исследования
Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень. Диаграммы используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить оценки по тестам или по фа ...