Взаимосвязь обучения и развития психики

Обучение- процесс целенаправленной передачи социально-культурного опыта, направленный на формирование определенных знаний и умений. Р-тие психики- закономерное изменение псих-их процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. В психологии сущ-ло несколько подходов к анализу взаимосвязи м/у обучением и Р-тием. 1 Пиаже, Джеме- псих-ое Р-тие определяется внутренними ( иммонентными ) закономерностями, обучение идет вслед за псих-им Р-тием и существенно на него не влияет. Пиаже вообще отрицал возможность обучения в широком смысле слова, т. е. развивающего обучения, т. к. взрослые никак не могут помочь р-ку изменить схему, перейти на новый этап М-ия, пока он сам не будет готов к этому. Дети в зависимости от своих способностей, приходят к открытию новых схем быстрее или медленнее не зависимо от качества обучения. Но Пиаже подчеркивал, что возможно обучение в узком смысле этого слова, помогающее р-ку распространить открытые им знания, новые схемы на различные стороны своей Д-ти. Так только сам р-ок раскрывает сохранение числа( массы ), но правильное обучение помогает ему быстрее сделать это. Позднее исследователи опровергали подход Пиаже. Критика: 1) определялась пассивная позиция р-ка, 2) спонтанность психического Р-тия, ее не управляемость, 3) простая регистрация уровней псих-го Р-тия. Похожая на положение Пиаже об обучении и Р-ии теория рекапитуляции Холла- обучение должно надстраиваться над определенным этапом псих-го Р-тия, т. к. созревание организма подготавливает основу для обучения, т. е. Р-тие ведет за собой обучение.

2 Псих-ое Р-тие и обучение - тождественны и протекают параллельно- Торндайк, Джером Брунер ( бихевиор.). А гештальтпсихологи, выделявшая в процессе псих-го Р-тия 2 стороны-созревание и обучение, исходили из того, что обучение может опережать созревание, а может и отставать от него, хотя чаще всего они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее обучение не может ускорить процесс созревания, так же как и сам процесс созревания не ускоряет обучение. Эти положения способствовали совершенствованию методики преподавания, их соответствие уровню псих-го Р-тия. Критика: 1) пассивная позиция р-ка, как S-та Д-ти, 2) игнорирование внутренних противоречий псих-го Р-тия.

3 Псих-ое Раз-тие и обучение не тождественны, но связаны м/у собой, взаимно влияют друг на друга, совмещаются- Менчинская Н. А., Костюк. «+»- ориентировка на поиск точек соприкосновения, взаимность влияния Р-тия на обучение, обучения на Р-тие. «-»- 1) нет критериев определения степени взаимовлияния обучения и Р-тия, 2) неопределенность с ведущим источником Р-тия ( внутренние закономерности псих-го Р-тия или сам процесс обучения). 4 Обучение ведет псих-ое р-тие, опережает- Выготский Л. С., Леонтьев , Давыдов , Эльконин, Талызина. Исследуя взаимосвязь м/у Р-тием и обучением, Выготский выдвинул положение озоне ближайшего Р-тия, которая распологается м/у уровнями актуального и потенциального Р-тия психики, т.е. м/у заданием, которое реб-к способен выполнить сам, и тем, еоторое он выполняет с помощью взрослого. Выготский подчеркивал что обучение может быть развивающим, т. е. активизирующим Р-тие интеллекта детей, толбко в том случае, если оно адекватно для данного реб-а по форие и содержанию. По содержанию обучение должно быть выше уровня актуального Р-тия, т.к. в этом случае реб-к просто не усвоит материал. По форме обучение может быть реактивным ( основывающимся на строгой программе) и спонтанно-реактивным( программа основана на интересах реб-ка). При этом Выготский-подчеркивал, что уровень потенциальонго Р-тия соответствует способностям реб-ка, в то время как актуальное развитие показывает его обученность. Эти положения способствовали: - разработаны методы определения уровня Р-тия актуального, ближайшего, потенциального обучения в ЗПР, -построение эксперементальных моделей псих-го Р-тия с учетом уровней актуального Р-тия, сензитивных периодов (ЛеонидВладимир.Занков, Эльконин, Давыдов - теория Р-щего обучения). Критика: 1) Р-щее обучение создает условия для проявления активности реб-ка, 2) учет внутренних противоречий псих-го Раз-тия, 3) обеспечивается управляемость процесса псих-го Р-тия, 4) создаются условия для непрерывности псих-го Р-тия. Рубинштейн: обучение должно соответствовать возможностям реб-ка на определенном уровне его Р-тия. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождают новые возможности более высокого уровня. Реб-к не Р-ся и воспитывается, а Р-ся воспитываясь и обучаясь. Обучение сопостовляется с закономерностями Р-тия. Л-ть Р-ся в процессе Д-ти.


Культурологические подходы
Влияние культурных факторов на разрушительное поведение мало исследовано. Нет и международных эмпирических сопоставлений. Тем не менее, некоторые авторы высказывают предположения о влиянии на явление вандализма культурных доминант. К. Ношис полагает, что уровень вандализма в стране зависит от характера ценностей, формирующих идентичност ...

Изучение внимания детей младшего школьного возраста. Цели, задачи, методы исследования.
Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы № 173 города Нижнего Новгорода. Цель: исследование особенностей внимания учащихся начальных классов. Задачи: 1. Подобрать методики изучения внимания учащихся; 2. Провести исследование внимания дет ...

Психосоматические расстройства у подростков
Проблема психосоматического здоровья составляет значительную часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований в рамках так называемой психосоматической медицины, ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости населения. Двумя основными группами психосоматических расстройств явля ...